Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

* ВВЕДЕНИЕ 3
* 1. Эластичность спроса 5
o 1. 1. Измерение эластичности спроса 8
o 1. 2. Факторы, влияющие на эластичность спроса 11
o 1. 3. Перекрестная эластичность спроса 12
o 1. 4. Эластичность спроса по доходу 13
* 2. Эластичность предложения 16
* Заключение 19
* Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

* СОДЕРЖАНИЕ

    * ВВЕДЕНИЕ 2

    * Глава 1: Основы функционирования рынка. 4

          o 1. Спрос, предложение, рыночное  равновесие 4

                + 1.1. Спрос 4

                + 1.2. Предложение 7

                + 1.3. Рыночное равновесие цен спроса  и предложения 9

          o 2. Модели макроэкономического равновесия 10

                + 2.1. Классическая модель 11

                + 2.2. Кейсианская модель 11

          o 3. Равновесная цена 12

                + 3.1. Устойчивость и неустойчивость  равновесия 12

                + 3.2. Дефицит и излишки 14

          o 4.Сдвиг рыночного равновесия 16

                + 4.1. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением спроса 16

                + 4.2. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением предложения  17

    * Глава 2: Проблемы формирования  и функционирования отечественного рынка 19

          o 1. Функции и проблемы рынка  19

          o 2. Государственное регулирование  21

                + 2.1. Контроль над ценами 21

                + 2.2. Налог и равновесная рыночная  цена 23

          o 3. Эластичность, показатель ценовой эластичности 24

                + 3.1. Варианты эластичности спроса 25

                + 3.2. Эластичность предложения 26

    * ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

    * СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Рыночная  экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы. 

В данной работе я попытаюсь объединить все  существующие знания о двух взаимосвязанных  категориях - «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и  предложения, а также к чему приводят нарушения рыночного равновесия цен. 

Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные  люди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилей покупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили для того, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкой товаров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынке сельскохозяйственной продукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупные фермерские хозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию. 

Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара. 

На рынке  покупатели и продавцы заключают  между собой сделки, т. е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом  такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки. 

Продавец, представ-ляющий интересы производителя  товаров и свои собственные, стремится  повысить цену, руководствуясь затратным  подходом и желанием получить весомую  прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конку-ренция между производителями (в предположении, что она существует, а существо-вать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу по-могают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей. 

В этой сложной многофакторной картине  акт купли-продажи по взаимоприем-лемым  ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сто-ронами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. 

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом. 

В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.

 

Глава 1: Основы функционирования рынка.

1. Спрос,  предложение, рыночное равновесие

1.1. Спрос

Впервые понятия спроса и предложения  в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист  Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, т. е. спрос - форма выражения потребности.

Важно заметить, что спрос характеризует  не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена  спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую  покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Спрос - это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. 

В западной экономической литературе спросом  называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребно-стями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - день-гами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения по-купателя относительно покупки товара. 

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общест-ва в целом, т.е. государства, предприятий и населения. 

Рыночный  спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обознача-ется буквой D (от англ. demand - спрос). 

Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.[9] 

Закон спроса: чем выше цена товара, тем  меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.[1] 

В частности  закон спроса выражает: 

- обратную  зависимость между ценой и  покупаемым количеством товаров; 

- постепенное  убывание спроса на данный  товар или услугу. 

Согласно  закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или  услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1 видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен. 

Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.[3] 

Кроме цены самого товара на спрос оказывает  влияние множество других факторов. Учесть их всех очень трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные: 

- цены на товары-заменители; 

- цены  на дополняющие товары; 

- доходы  покупателей; 

- мода, вкусы и предпочтения покупателей; 

- реклама; 

- сезонные  изменения в спросе; 

- ожидания  покупателей. 

Изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса.[9] 

Увеличение спроса под воздействием неценовых факторов (рис.1) - это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене. 

При уменьшении спроса (рис.2) кривая смещается влево  и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.

 

1.2. Предложение

Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного  предложения этих товаров.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение -это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Объем предложения - то количество товара или  услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного  периода времени.

Цена  предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.

Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.[9]

Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.[1]

Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой  и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров  увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.[9]

Основным, ведущим фактором в законе предложения  выступает цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и  продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения