Экономико-математическая школа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание

Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость. Изучению творческого наследия отечественной экономико-математической школы посвящены работы Н.Н. Шапошникова, Н.С. Шухова, А.А. Белых. В числе российских экономистов-математиков можно назвать Ю.Г. Жуковского, построившего модель ренты в земледелии;

Содержание

Введение…………………………………………………...................................3

Глава1. Отечественная экономико-математическая школа…….............6
1.1. Этапы развития отечественной экономико-математической школы….. 6

1.2. Вклад А.Н. Челинцева в развитие мировой экономической мысли…..13

1.3. Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………………………………………………………………………...17

Глава 2. Современная экономико-математическая школа…………20

2.1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова…………………………………………….……………………...202.2. Экономико-математическая школа России в настоящее время………….…………...................................................................................26

Глава 3. Программа современной экономико-математической школы …………………………………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач по эконом теории.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     Огромный  научный потенциал, уникальные возможности  для междисциплинарных исследований позволяют ученым университета сосредоточиться на приоритетных, пионерских направлениях наук. Последние годы отмечены крупными достижениями в изучении физики высоких энергий, высокотемпературной сверхпроводимости, лазерных систем, математики и механики, возобновляемых источников энергии, биохимии и биотехнологии. В области гуманитарных наук новые направления формируются при разработке актуальных вопросов социологии, политэкономии, истории, психологии, философии, истории культуры. Ежегодно в Московском университете защищается до 1,5 тыс. кандидатских и до 250 докторских диссертаций по различным отраслям знаний.  

     Специальности и направления:        

     Факультеты  и кафедры университета всегда уделяли  много внимания повышению качества подготовки специалистов. Многое делается и сегодня по обновлению и совершенствованию процесса обучения студентов и аспирантов. На ряде факультетов предусматривается двухступенчатая структура образования (бакалавр - магистр). В новых учебных планах усилена роль самостоятельной работы, связь с практикой, с будущей работой выпускника. Одной из важнейших стала проблема гуманитаризации образования. Преподаватели созданного межфакультетского центра социально-гуманитарного образования ведут на естественных и гуманитарных факультетах занятия по отечественной и мировой истории и культуре, филологии, экономике, праву, искусству. Студенты университета могут заниматься по индивидуальным планам, обучаться и слушать лекции по нескольким специальностям на разных факультетах. Много внимания уделяется здоровью студентов. Дважды в неделю на первых двух курсах предусмотрены обязательные занятия физической культурой и спортом. На старших курсах эти занятия могут быть факультативно продолжены в спортивных секциях, а также в платных оздоровительных группах. [7] 

     Система образования:      

     Для обучения в МГУ характерно сочетание  учебной и научной работы, фундаментальной  подготовки в избранной отрасли  науки с узкой специализацией. Обычно фундаментальная основа закладывается  на первых двух-трех курсах. Узкая специализация  начинается после этого.  
       Одной из важнейших особенностей учебного процесса в университете является соединение обучения с ведением самостоятельной научной работы, направление которой выбирают сами студенты. Работа в научных кружках, научно-студенческих обществах, участие в студенческих конференциях наряду с занятиями на семинарах, на специальных семинарах позволяют студентам сделать правильный выбор. Многие студенческие работы печатаются в научных журналах и сборниках.        

     На ряде факультетов - историческим, филологическом, экономическом, социологическом, журналистики и психологии - существует вечерняя форма обучения, а на факультете журналистики и заочная.  
       Срок учебы в МГУ - 5-6 лет в зависимости от факультета и формы обучения. Оканчивая университет, студент подготавливает и защищает дипломную работу. Обучение в университете, как правило, бесплатное. Но в связи с развитием рыночных отношений решено с 1992 года сверх плана приема зачислять до 15% абитуриентов для платного обучения. Каждый успевающий студент получает государственную стипендию. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Выпускники университета работают в вузах, научно-исследовательских институтах, школах, сферах производства и культуры, государственном аппарате, общественных и частных организациях. В соответствии с Уставом МГУ студенты и аспиранты имеют свои представительные органы для решения вопросов студенческой и аспирантской жизни. Главным органом такого самоуправления является студенческий совет МГУ.     Московский университет служит также признанной школой повышения квалификации кадров. Ежегодно в МГУ проходят курс переподготовки до 5 тыс. преподавателей и сотрудников предприятий, учреждений и вузов. Специалистам, имеющим стаж практической работы, предоставляется возможность овладевать последними достижениями науки и техники на специальных отделениях - "инженерных потоках" - ряда естественных и гуманитарных факультетов. Организацией этой работы занимается Центр переподготовки научно-педагогических кадров и Институт повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных наук.
 

     Научная деятельность:        

     В реализации научных и культурно-просветительских традиций университета важная роль принадлежит  Издательству МГУ. Оно выпускает  ежегодно свыше 400 наименований учебной, научной, научно-популярной, научно-художественной и справочной литературы общим тиражом более 3 млн. экземпляров. Тематический диапазон книг охватывает практически все области современного научного знания - философию и психологию, историю и экономику, государство и право, филологию и журналистику, математику, физику и астрономию, биологию и химию, геологию и географию. Заслуженным признанием у читателей пользуется серия "Университетская библиотека", в которой издаются памятники философско-эстетической и исторической мысли, мемуары, а также произведения отечественной и зарубежной литературы. Для научных работников, специалистов и всех интересующихся новейшими достижениями и разработками в области физико-математических наук предназначена еще одна серия издательства - "Физика: идеи, достижения, перспективы". В серии "Великая французская революция. Документы и исследования" собраны наиболее интересные разработки университетских историков за последние годы в этой области. С 1991 года Издательство МГУ выпускает новые серии - "Из духовного прошлого Отечества" и "Философские чтения", куда войдут труды выдающихся философов, историков, деятелей культуры.  
Крупнейшей университетской библиотекой является Научная библиотека им. А.М.Горького. Ее фонды насчитывают около 8 млн. томов, из них более 2 млн. -литература на иностранных языках. Библиотека МГУ обслуживает в год около 55 тыс. читателей, которым выдается 5,5 млн. книг.  
 
Международное сотрудничество:       
 

     Велики  международные связи Московского  университета. Он входит в Международную ассоциацию университетов, имеет прямые договоры о сотрудничестве с более чем 60 зарубежными центрами и объединениями, университетами Европы, США, Японии, Китая, других азиатских стран, Австралии, Латинской Америки, арабских государств.  
       С 1946 года, когда в университете появились первые иностранные учащиеся, подготовлено свыше 11 тыс. высококвалифицированных специалистов для 150 зарубежных стран. Ежегодно в МГУ обучаются свыше 2 тыс. студентов и аспирантов из многих государств мира. Более 400 человек занимаются на курсах предуниверситетской подготовки для иностранных граждан.  
       Важнейшими областями научно-технического сотрудничества являются: совместная разработка научных проблем, обмен профессорами и преподавателями для ведения педагогической и научной работы, а также студентами и аспирантами для различных форм стажировок. Каждый год университет принимает на различные краткосрочные формы обучения свыше 2 тыс. иностранцев и направляет примерно столько же своих представителей во все уголки земного шара. В МГУ действуют международные курсы ООН по демографии, гидрологические курсы ЮНЕСКО, Международный центр по биотехнологиии, Международный научно-лазерный центр, система курсов и семинаров по русскому языку для иностранных преподавателей. В 1991 году открыты Французский университетский коллеж, Русско-американский университет, Институт германской науки и культуры. Более 60 ученых, государственных и политических деятелей из зарубежных стран избраны почетными докторами и профессорами Московского университета. В свою очередь многие крупные ученые МГУ являются почетными членами зарубежных академий и университетов. [12]

    1.   Современная экономико-математическая школа

     Развитие  экономико-математического направления, накопление опыта решения экономико-математических задач, выработка новых теоретических положений и переосмысление многих старых положений экономической науки, вызванное ее соединением с математикой и кибернетикой, позволили в начале 60-х гг. академику Н. П. Федоренко выступить с идеей о необходимости теоретической разработки и поэтапной реализации единой системы оптимального функционирования социалистической экономики (СОФЭ). Стало ясно, что внедрение математических методов в экономические исследования должно приводить и приводит к совершенствованию всей системы экономических знаний, обеспечивает дальнейшую систематизацию, уточнение и развитие основных понятий и категорий науки, усиливает ее действенность, т. е. прежде всего ее влияние на рост эффективности народного хозяйства.

     Экономико-Математическая Школа работает при Экономическом факультете МГУ с 1968 года. За это время через стены школы прошли тысячи учеников, многим из которых она дала неоценимые знания и опыт. Большинство людей, учившихся в школе, не забывают о ней, а многие впоследствии становятся ее преподавателями [10].

     В ЭМШ чтят традиции образования в  МГУ, поэтому школа является бесплатной. Также и преподаватели работают в ней, не получая заработной платы. ЭМШ является вечерней школой дополнительного  образования, поэтому она абсолютно не мешает, а лишь помогает основному школьному образованию. Занятия в ЭМШ проводятся в традиционной для Университета форме лекций или семинаров по разным предметам – от экономики и математики до истории, русского языка, литературы и обществоведения. Ученики сами выбирают нужные именно им дисциплины.    Традиционно в ЭМШ преподают студенты, аспиранты и преподаватели различных факультетов МГУ, поэтому общение и учеба в школе становятся не только полезными, но и интересными, занимательными.           В 2007 году  все ученики ЭМШ поступили в ВУЗы Москвы, а на экономическом факультете сейчас учится около 70% выпускников ЭМШ.

     Чтобы стать учащимся ЭМШ, необходимо пройти вступительные испытания:

  • написать тест по математике и общеобразовательный тест;
  • пройти собеседование с преподавателями школы.

     Вступительные экзамены для учащихся 9, 10 и 11 классов  традиционно проводятся в третье воскресенье сентября. Дополнительного  набора в течение года НЕ проводится.        Ежегодно в марте ЭМШ проводит Экономико-математическую олимпиаду для школьников 9, 10 и 11 классов. Победители Олимпиады получают возможность учиться в ЭМШ без сдачи вступительных экзаменов.

     В 2008 году Экономико-Математической школе исполнилось 40 лет. [14]

     Глава 3. Программа современной экономико-математической школы

            Настоящая программа читается  в Экономико-математической школе  при экономическом факультете  МГУ им. М.В. Ломоносова для  учащихся 9-11 классов и рассчитан  на 72 академических часа (2 часа в  неделю в иечение 2-х семестров).

     Основная цель курса: ознакомить школьников с микро- и макроэкономикой первого уровня; на основе теоретического материала научить их решать практические задания. Структура программы была определена спецификой предмета. Первая часть занятий отведена под изучение базовых понятий микроэкономики, таких как: экономические системы, спрос, предложение и рыночное равновесие, производство и потребление, рыночные структуры. Вторая часть курса посвящена макроэкономическим аспектам экономической теории. Более подробно рассмотрены вопросы государственной экономической политики, проблемы инфляции и безработицы, международные экономические отношения. 
Занятия проводятся в форме лекций. В дополнительное время помимо лекций проводятся семинары по соответствующим темам.  
Данный курс преподаётся в ЭМШ на протяжении нескольких лет, экзамен по нему является обязательным для всех её выпускников. [7]

     Программа курса «Введение в экономику»

     Преподаватели:  
     Егорова Татьяна Сергеевна и Петрова Ольга Васильевна, 3 курс экономического факультета МГУ им. Ломоносова.
 

     Цели  и задачи курса:

      
      Дать представление  школьникам о микро- и макроэкономике  первого (базового) уровня. На основе  теоретического материала научить  их решать практические задания  (тесты по обществознанию и  задачи более высокого уровня). 
9-11 классы.

      
Форма проведения занятий и контроля:

      
       Занятия проводятся  в форме лекций и семинаров,  предполагающих изложение практического  материала. Программой курса предусмотрены  два типа семинаров. Основная  деятельность на семинаре первого типа - разбор практических заданий элементарного уровня по темам лекций (в основном из тестов из вступительного экзамена по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова). Семинар продвинутого типа, где разбираются сложные задачи, ориентирован на более подготовленных учеников. Разбираемые на семинарах материалы вывешиваются на сайте ЭМШ. 
В рамках контроля за успеваемостью учащихся предусмотрены: 
•Тесты на каждой лекции (10-15 минут) 
•Домашние контрольные работы по темам: «Спрос, предложение и рыночное равновесие» и «Рыночные структуры», «Расчет макроэкономических показателей» и «Международная экономика» 
•Контрольные работы в лекционное время по темам: «Потребление и производство» и «Государственное управление экономикой. Инфляция и безработица».  
 
План занятий

      
Часть I (первый семестр)

      
1. Предмет экономики. Базовые  экономические понятия: потребности,  блага и услуги, экономические  блага. Безграничные потребности  и ограниченные возможности. Выбор.  Альтернативная стоимость. Обмен. Различные виды обмена.  
2. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономическая система. Функции экономической системы. Виды экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная и смешанная.

     3. Спрос. Величина спроса. Закон и кривая спроса. Нормальные товары и товары низшей категории. Предложение. Величина предложения. Закон и кривая предложения.

Информация о работе Экономико-математическая школа в России