Экономическое содержание и цели финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.
Основные задачи данной работы - выяснение сущности финансовой политики как составной части экономической политики государства, исследование основных типов финансовой политики, изучение основных направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………………… …3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики…………….….…5
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….….…5
1.2 Виды финансовой политики и механизм её реализации………………………..….8
Глава 2. Типы финансовой политики государства…………………………………….16
2.1 Классический тип финансовой политики…………………..…………………..….16
2.2 Регулирующая тип финансовой политики……………………………...……… …17
2.3 Планово-директивная тип финансовой политики………………………………...19
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе…...21
Заключение……………………………………………………………………..……......29
Список используемой литературы……………………………………………..………32
Приложение………………………………………………..………………………….....

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

            Существует  ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие:

     1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает  давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

     2. Актуальные для развитых стран  программы помощи фермерам: когда  платежеспособный спрос сокращается  и цены на сельскохозяйственные  продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции; когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

     3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг.

     4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

     Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики представляется необходимым.

     Существуют  два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика  в области государственных расходов;

2) фискальная  политика.

     Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами, например, общественные работы, которые широко применяются, когда экономике угрожает депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имеют своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными.

     Вторым  инструментом дискреционной финансовой политики служат государственные программы  расходов на социальные нужды. Так, правительство  может воздержаться от дополнительных социальных пособий в периоды  инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно должно повышать ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является тот факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

     Сущность  фискальной политики заключается в необходимости изменений налогового бремени в течение всего экономического цикла. Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на их регулирующих функциях:

- установление и изменение системы налогообложения;

- определение налоговых ставок, их дифференциация;

- предоставление налоговых льгот, т.е. освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

            Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение  фискальных задач государства, которые  связаны с балансированием доходов  и расходов государства. Достичь  такого равновесия очень трудно, так как  потребности в осуществлении более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов.

     Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному.   Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.

     Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[9]

     Как часть хозяйственного механизма финансовый механизм включает: 

- совокупность организационных форм финансовых отношений;

- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

- методы финансового планирования;

- формы управления финансами и финансовой системой;

- финансовое законодательство.

     При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а у каждого налога будет особый субъект, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

     

       

         директивный                                регулирующий 

     Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

     В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

     Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.

     Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма.  (См. приложение 1). Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

     Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти:

         - Министерство финансов РФ;

      - Министерство РФ по налогам и сборам;

      - Федеральная служба налоговой полиции;

      - Мингосимущество РФ;

      - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

      - Центральный банк РФ;

            Сферы и звенья финансового  механизма отличаются степенью сложности  и разветвленное отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма  характерны система из многих видов  налогов, наличие разнообразных  направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

            Сочетание элементов  финансового механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует «конструкцию финансового  механизма», которая приводится в  движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно менялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота, НДС и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Типы финансовой политики государства

2.1 Классический  тип финансовой политики. 

     Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

     До  конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.[6, c.83]

     Финансовый  механизм строился исходя их этих целей  финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе). 

     2.2 Регулирующая тип финансовой политики. 

     Бурное  развитие производительных сил поставило  перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики