Экономические субъекты и их взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей экономических субъектов и их взаимодействия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Определить место экономических субъектов в рыночной экономике, их задачи и классификацию.
2. Рассмотреть взаимодействие и координацию экономических субъектов.

Содержание

Введение ………………………………….………………………………...3
Глава 1 Предпосылки исследования взаимодействия …………………6
субъектов экономической системы России
1.1. Экономическая система как основа……………………….6
современного многоуровневого хозяйствования
Многообразие форм взаимодействия………………………7
субъектов многоуровневой системы хозяйствования
Глава 2 Роль государства в оптимизации взаимодействия……………13
субъектов хозяйствования экономической системы
2.1. Государство как рыночный субъект………………………13
2.2. Принципы и цели государственного регулирования…….15
2.3.Правовое, финансовое, социальное ………………………..17
регулирование экономики и государственное предпринимательство
Глава 3 Роль фирм и домохозяйств как субъектов ……………………..21
хозяйствования экономической системы
3.1. Фирма как экономический субъект……………………...…21
3.2. Домохозяйства как экономический субъект……………….25
Заключение ………………………………………………...…………………...30
Список использованной литературы………………………………………….....31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭКОНОМИческая теория.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

      Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

      Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными  средствами регулирования воздействия  на рыночную экономику.

2.3. Правовое, финансовое, социальное регулирование экономики  и государственное предпринимательство.

      Правовое  регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

      Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами.

      Столь же актуальна дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие и инфляционные процессы.

      Финансовое  регулирование. Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать лишь государство. Вот почему в широком смысле финансы всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе.

      Уже одна эта функция объективно придает  государству роль «регулятора» рыночной экономики.

      Однако понятие «финансы» имеет узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и пользование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

      Основным  источником государственных доходов  являются налоги, а также предпринимательская  деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа  лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).

      Хотя  размеры доходов государства  постоянно растут, величина государственных  расходов растет еще быстрее. Эта  диспропорция объясняется основным направлениям государственного бюджета  в современном обществе:

  • субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям попадающим в кризисную ситуацию («средства на санацию»);
  • финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;
  • стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, охрану окружающей среды;
  • государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.

      В настоящее время государство  обладает широким «набором» эффективных  финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.

      Социальное  регулирование. Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

      В развитой рыночной экономике приоритетными  являются следующие направления  социальной защиты:

      1. Гарантия минимума заработной  платы.

      2. Обеспечение занятости.

      3. Индексация фиксированных доходов.

      Государственное предпринимательство.

      1. Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются:

  • предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса такие как капиталовложения в крупные научно-технические программы;
  • отрасли, удовлетворяющие стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, оборона, связь);
  • предприятия, результат деятельности которых предназначен для совместного общественного потребления, так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение и т. д.

      2. Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета. Однако стратегия государственного хозяйствования имеет ярко выраженную рыночную направленность – это всемерная коммерциализация деятельности государственных предприятий. Поэтому большинство государственных предприятий являются акционерными обществами, обладая всей полнотой рыночного субъекта. Государственность этих предприятий состоит в том, что государство владеет контрольным пакетом акций. Таким образом, возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с  государством и частными инвесторами.

      3. Разновидностью государственного  предпринимательства следует считать  и предоставление концессий –  сдача в коммерческую аренду  принадлежащих государству природных  и производственных ресурсов.

      В результате предпринимательства государство  регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к  ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. РОЛЬ ФИРМ И ДОМОХОЗЯЙСТВ КАК СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

3.1. Фирма как экономический субъект

      Фирма является одним из важнейших звеньев рыночной экономики, т.к. с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.

      Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

      Фирма как субъект современного рыночного  хозяйства

      «Фирма» и «предприятие» кардинально  различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики.

      Фирма - это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

      При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

      Каждая  фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру  и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства  имеют свои преимущества и недостатки.

      Предпринимательская деятельность, или предпринимательство  – это инициативная, самостоятельная  деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

      Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д.

      Основными сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество.

      Следовательно, предпринимательство – это организация  полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.

      Основу  предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.

      Субъектами  предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.

      Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и  капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает  быть прибыльным делом. Он выполняет  трудную задачу принятия основных решений  в процессе ведения предпринимательства.

      Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары.

      Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.

      Наемные работники свой деловой интерес (получение доходов) реализуют через  выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели делают свой выбор, идут на экономический риск, несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной фирмы или открытия своего дела.

      Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив  людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.

Информация о работе Экономические субъекты и их взаимодействие