Экономические субъекты и их взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей экономических субъектов и их взаимодействия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Определить место экономических субъектов в рыночной экономике, их задачи и классификацию.
2. Рассмотреть взаимодействие и координацию экономических субъектов.

Содержание

Введение ………………………………….………………………………...3
Глава 1 Предпосылки исследования взаимодействия …………………6
субъектов экономической системы России
1.1. Экономическая система как основа……………………….6
современного многоуровневого хозяйствования
Многообразие форм взаимодействия………………………7
субъектов многоуровневой системы хозяйствования
Глава 2 Роль государства в оптимизации взаимодействия……………13
субъектов хозяйствования экономической системы
2.1. Государство как рыночный субъект………………………13
2.2. Принципы и цели государственного регулирования…….15
2.3.Правовое, финансовое, социальное ………………………..17
регулирование экономики и государственное предпринимательство
Глава 3 Роль фирм и домохозяйств как субъектов ……………………..21
хозяйствования экономической системы
3.1. Фирма как экономический субъект……………………...…21
3.2. Домохозяйства как экономический субъект……………….25
Заключение ………………………………………………...…………………...30
Список использованной литературы………………………………………….....31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭКОНОМИческая теория.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

      Домохозяйство — это экономический субъект, в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.

      Хозяйственные операции экономических агентов  осуществляются на основе потоков (отмеченных стрелками, указывающими их направление), представляющих движение товаров и услуг или движение капиталов. На рис. 10 представлен упрощенный экономический цикл (кругооборот), в котором участвуют только два агента — фирмы и домашние хозяйства, взаимосвязанные хозяйственными операциями.

      Представление экономических взаимосвязей в виде цикла соответствует кейнсианской концепции рыночной экономики, предложенной в противовес классическому (неоклассическому) видению рыночных взаимосвязей. Дж. Кейнс предложил модель, исходными  посылками которой были:

      1)  неизменность (негибкость) заработной платы и цен при установлении рыночного равновесия;

      2) зависимость объема производства и уровня занятости от размеров совокупного спроса.

      Такой подход базировался на гипотезе независимости  спроса и предложения, соотношение которых определяет равновесную цену и объем товара. Производство определяет доходы, которые позволяют производить расходы, необходимые для организации первоначального производства (расходы одних составляют доходы других). Возникает экономический кругооборот доходов, в основе которого лежат разнонаправленные потоки.

      Кругооборот дохода — потоки ресурсов из домохозяйств в фирмы и продуктов из фирм в домохозяйства, сопровождающиеся потоками денег из домохозяйств в  фирмы и из фирм в домохозяйства.

      Домашние  хозяйства меняют свой труд и свои ресурсы на товары и услуги. На эти  реальные потоки, соответствующие товарам  и услугам, накладываются денежные потоки, являющиеся их точным эквивалентом (см. рис. 1).

      

Рис.1. Упрощенный экономический кругооборот

      В подобном кругообороте ввиду его  замкнутости постоянно соблюдается  равновесие. Распределяемые в домашних хозяйствах доходы точно соответствуют  стоимости предлагаемой предпринимателями продукции. Доходы конвертируются в расходы потребителя.

      В реальной действительности экономический кругооборот не может включать только фирмы и домашние хозяйства, поскольку без участия государства в экономике не обходится ни одна страна. Под государством в экономической теории понимается совокупность правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для осуществления (в случае необходимости) контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения соответствующих целей.

      Экономическая роль государства заключается в  создании правовой защиты граждан, в обеспечении населения определенными товарами и услугами (общественными благами), которые не могут быть предоставлены частным сектором; в перераспределении доходов. Само государство является нанимателем государственных служащих, оно играет важную роль в политике оплаты труда.

      Функционирование  государства в качестве экономического агента приводит, с одной стороны, к определенным потерям в системе (налоги), а с другой стороны —  к дополнительным капиталовложениям (субсидии и государственные расходы). Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство — государственный сектор. Все три основных хозяйств деятельность, создает эффективный спрос и способствует дополнительному накоплению, необходимому для финансирования новых инвестиционных расходов.

      Отчисления  в социальные фонды основаны на доходах  от хозяйственной деятельности. Расходы  на социальные нужды, связанные с  оплатой труда, представляют для  предприятия составную часть  стоимости труда в той же степени, что и прямая заработная плата. На рис. 2 представлены основные финансовые потоки в хозяйственном цикле с учетом деятельности государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2 Государство в экономической системе

      Иногда  происходит противопоставление между  рынком и государством. Оно в определенной мере иллюзорно, так как в действительности государство и рынок взаимодополняют друг друга. Одна из самых главных ролей государства заключается в защите конкуренции, но не конкурентов. Изучение рынков должно быть дополнено изучением организаций (органов государственной власти, транснациональных компаний), которые их структурируют, вводя принципы порядка.

      Кредитные учреждения (банки) играют роль финансового  посредника. Банки аккумулируют денежные средства и в форме кредитов предоставляют  их тем экономическим агентам, которые нуждаются в заемных финансовых средствах (фирмам, предприятиям, населению и др.). Эти кредитные линии позволяют предприятиям покупать ресурсы (выплачивать заработную плату, покупать сырье, оборудования и другие факторы производства). Фирмы и домашние хозяйства тратят лишь часть получаемых ими доходов, поскольку другую часть используют на банковские вклады (см. рис. 3). Банки принимают финансовые ресурсы в форме вкладов фирм и домашних хозяйств и предоставляют кредиты. Таким образом, вклады порождают кредиты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.3 Экономический круговорот с банками и внешними связями 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В ОПТИМИЗАЦИИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ  ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ

2.1. Государство как рыночный субъект

      Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

      1. «Регулирующий объект». Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы предпринимательства. Однако с 30-хх годов ХХ века (во время Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Однако кейсианский инструмент – «фискальная политика» (налогово-бюджетная) – оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более тонкий экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

      Проблема  порождена постоянными изменениями  в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейсианство – это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм –«регулирование», «терапевтическое лечение».

      2. «Внерыночное происхождение государственного дохода».  Рыночным является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляются расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходами и осуществляет расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна – если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий – как следствие перераспределение части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производственный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

      Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, а принудительно обособляемая  (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто – и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так и не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы – единственный источник «налогового» дохода государства.

      3. «Императивный статус государства». Государство – единственный субъект рыночный экономики, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность – жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

      Императивность  придает государственному доходу «обязательный» характер.

      Основной  механизм экономического вмешательства  государства – «налоги», «закупки», «платежи»:

      а) налоги – обязательные государственные сборы. Их история насчитывает свыше пяти тысяч лет, в течение которых они из архаичных жертвоприношений превратились сначала в принудительные повинности, а затем обрели современный вид. Налоги – объективная необходимость, но их пределы – проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса.

      б) трансфертные платежи – перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

      в) правительственные  закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

      Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

      2.2. Принципы и цели государственного регулирования

      В начале ХХ века экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее «государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению «административно-командной экономики».

      Современная экономика, преодолев крайности  альтернативного социального состояния (или «капитализм», или «социализм»), является «социально-рыночной» («смешанной»). Что это значит?

      Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для  общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая другая, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить  только государство («правительство») – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

      Неизбежность  государственнго регулирования  рыночной экономики постоянно рождает  соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого «административного» решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуация, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.

      Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

      1. При прочих равных условиях  предпочтение следует отдавать  рыночным формам организации  экономики. На практике это  означает, что государство должно  финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).

      2. Государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а  помогать развитию частного бизнеса.  Игнорирование этого принципа  способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

      3. Государственная финансовая, кредитная  и налоговая политика должна  способствовать экономическому  росту и социальной стабильности.

      4. Государственное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.

      5. Особое влияние государственное  влияние приобретает в период  общехозяйственных кризисов, а также  для процессов в сфере межгосударственных  экономических отношений (импортно-экспортные  операции, международная специализация производства, валютные отношения).

      Таким образом, современная рыночная экономика  является государственно регулируемой. Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Информация о работе Экономические субъекты и их взаимодействие