Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание

Основной целью написания настоящей курсовой работы является всестороннее изучение на основе критического рассмотрения литературных источников экономических систем и применение этого понятия к России.
Данная цель требует решения некоторых задач:
- изучение сущности, свойств и функций экономической системы
- рассмотрение вопроса об эволюции экономических систем
- определение форм и моделей экономических систем
- изучение экономической системы РФ на данном современном этапе. Экспортно-сырьевая зависимость РФ на современном этапе.
- монополизация и неразвитость конкурентного рынка России
- определение высокой налоговой нагрузки РФ
- рассмотрение вопросов доступа к инвестиционному капиталу.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические предпосылки изучения экономических систем 5
1.1 Сущность, свойства и функции экономической системы 5
7
1.2 Эволюция экономических систем 7
1.3 Формы и модели экономических систем 11
2 Практическое рассмотрение проблем развития рыночной экономики как экономической системы в современной России 18
2.1 Экспортно-сырьевая зависимость РФ на современном этапе 18
2.2 Монополизация и неразвитость конкурентного рынка 21
2.3 Высокая налоговая нагрузка 24
2.4 Дефицит трудовых ресурсов 26
2.5 Доступ к инвестиционному капиталу 28
3 Совершенствование экономической системы России 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

Другой  ключевой проблемой является сверхбыстрый рост внешней задолженности корпоративного сектора (рис. 7). Тенденция была продолжена и в первом квартале 2007 года, когда  при беспрецедентном росте общего объёма иностранных инвестиций из 24 млрд. долл. 14,7 млрд. долл. приходилось на кредиты, а из суммы 9,8 млрд. долл. прямых инвестиций 7,4 приходилось на кредиты зарубежных совладельцев предприятий, т.е. из общего объёма инвестиций 80% были получены в форме кредитов.

Рисунок 7 - Динамика внешнего долга России в 2004-2006 гг., % ВВП

 

Интенсивное развитие кредитования из-за рубежа, в  сочетании с ростом просроченной задолженности, создают значительные внутренние риски для российской экономики, формируя угрозу возникновения кризисных явлений, которую нельзя недооценивать. При том, что размер просроченной задолженности физических лиц остается небольшим (2,72% от величины предоставленных им кредитов), темп ее прироста значителен (рис. 8).

    Рисунок 8 - Темпы прироста просроченной задолженности в 2005-2006 гг., % в год

Наблюдаемый рост корпоративного внешнего долга ухудшает международную инвестиционную позицию России (см. табл. 3) и увеличивает  риски трансграничного характера. В частности, повышается вероятность дестабилизации, связанной с оттоком «горячих денег», ухудшением финансового положения заёмщиков и другими причинами. Не стоит забывать, что высокие мировые цены на сырьевые товары, а вместе с ними и тенденция к укреплению рубля могут сойти на нет, а плавающие процентные ставки, по которым часто делаются заимствования – вырасти. В таких условиях российским компаниям очень сложно будет обслуживать огромные внешние долги.

Таблица 3 - Чистая международная инвестиционная позиция России в 2003-2006 гг.

3 Совершенствование  экономической системы России

 

1. Итоги 2006 года и показатели  первого квартала 2007 года убедительно  показывают, что российская экономика  быстро развивается, в её структуре  начинают происходить положительные  качественные изменения:

• Происходит рост реальных располагаемых денежных доходов населения, который ведёт  к нарастанию спроса со стороны домашних хозяйств;

• Увеличивается темп прироста инвестиций в основной капитал;

• В первом квартале 2007 года, впервые  с 2003 года, наблюдались опережающие темпы роста промышленного производства по сравнению с темпами роста ВВП.

2. Вместе  с тем, кардинального перелома  в структуре экономики не произошло,  и в среднесрочной перспективе  ситуация в России из-за наличия  трёх основных системных проблем - зависимости экономики от доходов, получаемых от экспорта сырья, слабого развития конкурентного рынка и, как следствие, отсталости в социальной сфере - выглядит неустойчивой.

Высокие темпы экономического роста  России по-прежнему основываются на трёх основных факторах, прямо или косвенно связанных с притоком нефтяных доходов:

• высоком  спросе на сырьевые товары со стороны  внешнего рынка;

• быстром  росте внутреннего потребительского спроса;

• а также на инвестиционном спросе со стороны, в основном, так называемых неторгуемых отраслей экономики.

Россия  продолжает развиваться как страна сверхкрупного и, в основном, сырьевого  капитала.

Действовавшие после кризиса 1998 года факторы низкого  курса рубля и низких издержек производства, прежде всего стоимости энергоносителей и стоимости труда, в основном перестали влиять на развитие экономики.

3. Среди  факторов, сдерживающих развитие  перерабатывающего сектора, свободного  конкурентного рынка, на первый  план возвращаются проблемы экономического  характера и, прежде всего:

• высокий  уровень налоговой нагрузки,

• дефицит  трудовых ресурсов,

• недостаток доступного инвестиционного капитала.

4. Основной  стратегией Правительства в 2006 году стало выстраивание политики  «умеренного роста», нашедшей отражение  в Среднесрочном прогнозе развития экономики на 2008-2010 годы и принятом Государственной Думой Трёхлетнем бюджете. Такая политика стала результатом компромисса между двумя точками зрения о путях дальнейшего развития экономики России: между сторонниками продолжения проводимой в прошлом политики приоритета макроэкономической стабилизации и приверженцами идеи стимулирования динамичного экономического роста.

5. Но, по  расчётам специалистов, темпы роста  ВВП в 6%-7%, прогнозируемые Правительством  в 2008-2010 годах, закрепляют относительное отставание российской экономики от западных стран и быстроразвивающихся конкурентов, делают перспективу развития нестабильной и не обеспечивают сравнимый с передовыми странами уровень жизни.

России  нужен переход от приоритета макроэкономической стабилизации к приоритету экономического роста и диверсификации экономики.

6. Потенциал  роста, и значительно больший,  чем считает экономический блок  Правительства, состоит в переориентации  значительной части внутреннего  потребительского и промышленного спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, снятии барьеров на пути развития несырьевого бизнеса, который может эффективно расти только на основе массового конкурентного рынка.

7. Для  достижения этой задачи необходимо, с учётом характерных для России национальных особенностей, выбрать в качестве базовой модели развития российской экономики модель «социально-ориентированного рынка».

Основной  целью социально-экономической политики Государства должно стать: «на основе ускоренного роста ВВП на уровне 10-12% в год утроить к 2020 году доходы российских граждан и превзойти среднеевропейский (ЕС-15) уровень ВВП на душу населения».

8. Реализация  модели «социально-ориентированного  рынка» требует целого комплекса  эффективных мер Правительства по стимулированию развития и регулированию экономики, которые должны быть систематизированы в рамках Единой программы, основанной на следующих u1086 основных направлениях:

• Построение эффективной «рыночной социальной модели»;

• Создание условий для развития полноценного свободного конкурентного рынка;

• Реализация инновационно-промышленной политики;

• Развитие инфраструктуры;

• Модернизация системы управления.

9. Однако  уже сегодня, на первом этапе  реализации программы, можно реализовать ряд мер, имеющих важнейшее для развития страны значение (5 первоочередных мер):

1) Продлить  действие, но совершенствовать организационную  структуру доказавших свою эффективность  национальных проектов, постепенно  реструктуризировать их отдельные  направления в форму частно-государственных фондов целевого капитала под управлением независимого Общественного совета и профессиональных управляющих компаний.

2) Снизить  налоговую нагрузку с современных  55% до уровня 30-35% посредством реализации  комплекса мер:

− Перехода к прямому способу начисления НДС. Снижения ставки этого налога до 12%;

− Снижения ставки единого социального налога до 12% с одновременной отменой  регрессивной шкалы по его уплате – льготы для богатых. В дальнейшем - возвращение от налоговой (за счёт ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования. До этого момента - покрытие дефицита указанных фондов за счёт бюджета РФ. С целью увеличения доходов – изменение порядка размещения средств пенсионного фонда на финансовых рынках. Выбор на тендерной основе профессиональных управляющих компаний, обеспечивающих такое размещение.

− Снижения на 50% налога на прибыль, реинвестированную  в развитие производства, в том  числе в покупку иностранных  компаний и технологий.

− Значительного  упрощения и модернизации системы  налогового администрирования: перехода от ежеквартальной к ежегодной системе  бухгалтерской отчётности, отмены налогового учёта и радикального сокращения налоговой отчетности, осуществления  всех проверок более одной, включая встречные и камеральные, а также начисления любых штрафов и пени за неуплату налогов только по решению суда. Переход в течение трёх лет на новую систему бухгалтерской отчётности, соответствующую международным стандартам.

− Снижение административной нагрузки на бизнес как со стороны налоговых, так

и других административных органов. Как  первый шаг, введение системы обязательного  заявительного учёта в Прокуратуре  всех проверок, проводимых любыми государственными органами, кроме правоохранительных; право отказа от проведения проверки, если такой регистрации не произведено.

3) Содействовать со стороны государства  в получении бизнесом инвестиционных  ресурсов:

− На период стимулирования ускорения  экономического роста установить ставки по инструментам рефинансирования Центрального банка на уровне ниже, чем уровень инфляции. Расширить список активов, принимаемых в качестве обеспечения, создать пулы взаимного гарантирования.

− Расширить  сеть существующих и вновь создаваемых  Государственных финансовых институтов развития – Банка развития, Федерального и региональных инвестиционных фондов, Российской венчурной компании и др.

Создать на базе Российского банка развития сеть ГФИР, включающую систему региональных агентств взаимных гарантий, агентства  по предоставлению государственных гарантий на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими потребителями и лизинговыми компаниями, а также агентства по стимулированию и содействию приобретения российскими компаниями зарубежных активов, обеспечивающих оптимизацию производственных цепочек и доступ к новым технологиям и инновациям за границей.

4) С целью  снижения дефицита трудовых ресурсов:

− Разработка и введение мер стимулирования развития первоначального и среднего профессионально-технического образования, в том числе разрешение вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль 50% стоимости затрат компаний (но не более 10% от прибыли до уплаты налогов) на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях.

− Дебюрократизация системы заявок и получения разрешений на работу для иностранцев, введение постоянной ежегодной квоты для малых и средних предприятий.

5) Подготовить  и приступить к реализации  стратегии инновационно-промышленной  политики. Определить по системе  Форсайт основные сектора экономики, развитие которых будет способствовать капитализации конкурентных преимуществ России и окажет наибольший кумулятивный эффект на развитие экономики. При реализации промышленной политики использовать принципы «проектного управления», направлять инвестиции в выработанные в рамках промышленной политики отрасли, сектора, проекты, используя следующие инструменты:

− софинансирование государством инвестиционных проектов через систему Государственных  финансовых институтов развития,

− механизм государственно-частного партнёрства на основе Федерального закона

«О концессионных соглашениях»,

− развитие территориально-производственных комплексов, региональных и локальных  промышленных кластеров с созданием  за счёт государства необходимой  для развития инфраструктуры,

− предоставление различных преференций субъектам промышленной политики, основной из которых считать инструмент амортизационной политики: введение поощряющей ставки амортизации до 150% с одновременным применением ускоренной амортизации с коэффициентом до 3.

 

Заключение

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных  отношений и организационных  форм. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной  жизни общества.

В настоящей работе  было рассмотрена  эволюция экономических систем. Выявили  доиндустриальную, индустриальную и  постиндустриальную. Экономически системы.

Также рассмотрели формы и модели экономических систем.

Выяснили, что существует современный  капитализм, традиционная система и административно-командная экономика.

В административно-командной экономике  существуют модели внутри данной экономической  системы. Это советская и китайская.

В капиталистической системе внутри существуют американская, японская и шведская экономические системы.

Во второй главе нами было рассмотрена рыночная экономическая система России с  ее проблемами и трудностями.

Таким образом, сделаем вывод, что все, поставленные вначале работы задачи, решены. И  цель курсовой работы достигнута.

Список использованной литературы

 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2005 г.
  2. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 2002 г.
  3. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 2003 г.
  4. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2005 г.
  5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 2004 г.
  6. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Пер. с англ. 11-го изд. – К., Хагар-Демос, 2003 г.
  7. Гальперин В. М. Макроэкономика. - С.-Петербург, 2006 г.
  8. Николаева И. П. Экономическая теория. - М.: Финстатинформ, 2006 г.

Информация о работе Экономические системы