Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Элементы системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего образуются новые интегративные качества, несвойственные каждому элементу в отдельности. Например, средства производства (машины, оборудование) и люди, взятые отдельно, обладают своими, только им присущими свойствами. Соединяясь технологически и экономически, они образуют новое качество – общественное производство. Качество системы как таковой формирует ее целостность – важнейшее свойство, обеспечивающее относительно самостоятельное,

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО ЭТ.docx

— 55.34 Кб (Скачать документ)

Социальная рыночная экономика  рассматривается как среднее  между рыночным капитализмом и тоталитарной административно командной экономикой. Экономическая концепция социальной рыночной экономики направлена на совмещение гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы  и принципами социального государства  социальной защищенности и социальной справедливости.

Цели социального рыночного  хозяйства Германии, преследуемые еще  с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для  их достижения в соответствии с общей  концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

1. Достижение максимально  высокого благосостояния:

а) благодаря установлению порядка конкуренции;

б) благодаря целенаправленному  проведению политики, ориентированной  на рост и обеспечивающей его постоянство  на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

в) благодаря обеспечению  полной занятости, стремление к которой  объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать  доход каждому лицу, способному и  желающему работать;

г) благодаря обеспечению  свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой  экономики.

2. Обеспечение экономической  эффективности и социально справедливой  денежной системы, т.е. в особенности  обеспечение стабильности цен:

а) благодаря существованию  независимого центрального эмиссионного банка;

б) благодаря стабильности государственного бюджета;

в) благодаря обеспечению  выравнивания платежного баланса и  равновесию во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и  социальный прогресс, прежде всего  защита семьи, справедливое распределение  доходов и имущества:

а) за счет достижения максимального  уровня социального продукта как  экономической основы социальной защищенности;

б) благодаря созданию порядка  осуществления конкуренции, так  как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

Достижение этих целей  и определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Германская модель предусматривает  постоянную поддержку тех, кто испытывает социальные трудности в нерегулируемом капитализме. Это молодежь, фермеры, малообеспеченные семьи, а также  мелкие и средние фирмы, которые  не могут противостоять напору крупных  компаний и ТНК. В социально ориентированном  хозяйстве совмещается большая  экономическая активность государства  с широкими обязательствами в  обеспечении благосостояния. Данная система в значительной степени  опирается на негласный консенсус  общественных и политических сил, тесное взаимодействие банков и других компаний.

2.4 Японская модель.

До 1970-х гг. для Японии была характерна экстенсивная модель роста, особенностью которой стали:

    • Ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда. Япония, не обладавшая собственными ресурсами полезных ископаемых, фактически превратилась в страну-фабрику по переработке импортного сырья. На территории Японии происходила комплексная переработка сырья в готовую продукцию, был размещен практически весь производственный цикл традиционных тяжелых отраслей промышленности (сталелитейная, нефтеперерабатывающая, химическая индустрии). Готовая продукция предназначалась главным образом для экспорта в развитые страны;
    • Максимальное использование "эффекта масштаба производства" в целях экономии на производственных издержках. Япония достигла значительной концентрации производств в основных промышленных областях страны;
    • Заимствование и освоение передового научно-технического опыта. В первые послевоенные годы у Японии практически отсутствовала собственная научно-техническая база в гражданской промышленности, поэтому передовые технологии приходилось импортировать. Постепенно заимствованные технологии улучшались и совершенствовались, стали появляться и собственные разработки, в ряде случаев не уступающие лучшим мировым аналогам;
    • Доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики. Господствовавшая кейнсианская доктрина регулирования совокупного спроса поставила ведущие отрасли японской экономики (особенно банковскую сферу) под контроль государства, которое само выбило приоритеты в своей промышленной политике. Для экономики была характерна система государственных заказов, а в сфере кредитно-денежной политики приоритетом стал контроль над уровнем процентных ставок.

С середины 1970-х гг. был  взят курс на новую модель развития. Характерными чертами новой модели развития Японии стали:

    • Интенсификация использования производственных ресурсов. Были снижены издержки производства за счет экономии на расходах сырья и материалов, более эффективно стали использоваться трудовые ресурсы;
    • Изменения в отраслевой структуре производства и занятости. На первый план выходят наукоемкие отрасли, такие как машиностроение, электроника, новые материалы, телекоммуникации. Была повышена доля сферы нематериального производства, прежде всего, стоит отметить развитие торговли, финансовых услуг, логистики, маркетинга, рекламы;
    • Резкое усиление роли НТП в экономике. Было увеличено финансирование сферы НИОКР (по такому показателю, как доля расходов на НИОКР в ВВП, Япония находится на одном уровне с США, Германией и Израилем - порядка 3%). Результаты не замедлили проявиться: Япония начала производить собственные технологии помимо заимствованных. Отставая по ряду позиций в фундаментальных исследованиях, Япония лидирует в прикладных разработках (гражданские технологии);
    • Изменение внешнеэкономической стратегии. Осуществлен переход от ориентации на экспорт товаров к экспорту капиталов. Япония стала осуществлять широкомасштабные инвестиции (прямые и портфельные) за рубежом. Была сделана ставка на рынки Юго-Восточной Азии и США. Позднее в сферу интересов японских инвесторов вошла Западная Европа;
    • Смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики. Изменение касалось перехода от административно-финансового регулирования (контроль над процентной ставкой, кредитная экспансия, государственное предпринимательство) к косвенным методам государственного вмешательства в экономику (подавление инфляции, контроль денежной массы, обеспечение стабильности курса национальной валюты). Основной целью новой макроэкономической политики государства стало создание рыночного механизма формирования такой политики.

Результатом перехода на интенсивную  модель развития стало: повышение эффективности  японской экономики; превращение Японии в один из главных центров мировой  экономики; лидерство Японии в прикладных НИОКР; усиление роли йены как мировой  валюты.

Успехи новой японской модели были также связаны со следующими факторами: наличие высококвалифицированной  рабочей силы; благоприятная внешняя  среда; кооперация государства и  бизнеса; система организации и  управления бизнесом.

2.5 Китайская модель.

 

Характерными чертами  модели экономического развития КНР  вплоть до конца 1990-х гг. являлись две  особенности: высокие темпы развития и преимущественно экстенсивный характер экономического роста.

"Мотором" экономического  роста КНР служат внутреннее  потребление и внутренний спрос  колоссального и быстро увеличивающегося  населения страны. Основными источниками  роста являются: трудовые ресурсы;  природные ресурсы; формирование  устойчивого накопительного инвестиционного  механизма, в основе которого  лежат высокие нормы накопления  и инвестирования.

На экономический рост оказывает существенное влияние  политика открытости национальной экономики  КНР. Китай в очень высокой  степени интегрирован ему мирохозяйственных  связей. На долю Китая приходится почти 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в развивающиеся страны. Значительное воздействие на НТП  оказывает импорт технологий, позволяющий  развивать такие прогрессивные  сектора экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В "Китайскую Силиконовую  долину", расположенную в районе Хайдиан, севернее Пекина (Haidian Area), и насчитывающую большое число исследовательских центров и университетов, уже устремляются самые передовые в технологическом плане компании ведущих стран мира.

Зарубежные инвестиции и  технологии оказывают существенное влияние на качественный рост экономики  КНР. Постепенно меняется тип воспроизводства  населения, все больше становится высококвалифицированных  специалистов. Структурные изменения  происходят в национальном хозяйстве  страны: осуществляется химизация сельского  хозяйства, реконструкция промышленности, быстрыми темпами развиваются отрасли  высоких технологий (информационные технологии, электроника, аэрокосмическая  промышленность и т.п.).

Проблема перехода КНР  к интенсивному типу воспроизводства  экономики заключается, прежде всего, в огромной численности населения  страны. Большая численность населения  в свое время стимулировала развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Не случайно в стране возникла огромная масса мелких и технически отсталых предприятий, на которых трудились  ремесленники, портные, обувщики и т.п. Вследствие развития кустарной промышленности произошел хронический дефицит сырьевых, энергетических, земельных и водных ресурсов. Китайская модель отличалась очень низким уровнем производительности труда, широкомасштабным применением ручного труда.

В результате экстенсивный путь развития КНР характеризовали  следующие особенности: обвальное  падение эффективности производства; увеличение числа убыточных предприятий  и размеров убытков, низкая эффективность  государственных предприятий; рост неплатежей и государственного долга; увеличение числа безработных; отрицательное  воздействие на окружающую среду, существенное загрязнение среды обитания.

Кризис экстенсивной модели роста наиболее ярко проявился в 1992-1996 гг., когда стало ясно, что  сверхвысокие темпы роста экономики  КНР имеют разрушительный характер. Стратегией дальнейшего макроэкономического  развития Китая стала концепция  двух стратегических переходов: от традиционной плановой экономики к системе  социалистической рыночной экономики; от экстенсивной формы роста к  интенсивной форме.

Концепция развития экономики  КНР и обеспечения ее безопасности расставляет следующие по степени  значимости приоритеты отраслей и сфер народного хозяйства страны:

    • сельское хозяйство, развитие которого служит первой предпосылкой социальной и политической стабильности общества. Предполагается всемерное развитие и укрепление сельского хозяйства как основы жизнеобеспечения гигантского населения страны и экономического развития вообще базовые отрасли экономики: энергетика, транспорт (инфраструктура);
    • металлургия, химическая промышленность (тяжелая индустрия);
    • опорные отрасли: машиностроение, автомобилестроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.

Важное значение приобретает  развитие высокотехнологичных отраслей, таких как электронная, аэрокосмическая  промышленность, новейшие технологии. Изменения в структурной политике влекут за собой изменения в сфере  инвестирования, направляя капиталовложения преимущественно в приоритетные отрасли национального хозяйства.

В настоящее время в  КНР уже созданы условия перехода на новую модель экономического роста: заложены основы современного производства; формируются высококвалифицированные  кадры; быстрыми темпами развивается  сфера НИОКР; создан благоприятный  инвестиционный климат, практически  отсутствует внешняя угроза безопасности страны.

Несмотря на имеющиеся  проблемы, курс развития КНР направлен  на создание социалистической рыночной экономики, сочетание в ней различных  экономических укладов при сохранении ведущей роли социалистической собственности. Для такой модели по-прежнему актуально  государственное регулирование (особенно, в сфере регулирования цен), но все активнее проявляют себя рыночные механизмы. Уникальность экономической  модели КНР как раз и заключается  в развитии рыночной экономики при  ведущей роли государственного сектора  и идеологическом контроле коммунистической партии.

 

 

Глава 3: Российская модель переходной экономики.

Переходная экономика  – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем:

    1. если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает в себя, прежде всего, установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую к основе относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе;
    2. главным свойством переходной экономики является ее «многоукладность». Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. Иное дело переходная экономика – «многоукладность» здесь присутствует как элемент основы. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей. Так, в российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой наличествуют и другие типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и теневые, и т.д. Преодоление «многоукладности» в основе экономики – одна из целей переходной экономики;
    3. переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике;
    4. относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это, прежде всего, следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

Информация о работе Экономические системы