Экономические кризисы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель работы - провести анализ такого явления в экономике как кризис.
Задачи исследования:

Рассмотреть понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ.
Проанализировать кризис как основную фазу экономического цикла.

Изучить необходимость и инструменты антициклической политики

Определить причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3

1 Теоретическое исследование экономических кризисов……………….………..5

1.1 Понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ……………………………………………………………………………….….6

1.2 Кризис как элемент механизма циклического движения………………….….7

1.3 Необходимость и инструменты антициклической политики……………….10

2 Проявления и последствия современных кризисов……………………………14

2.1 Причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран…14

2.2 Кризис российской экономики: общее и особенное………………………....19

2.3 Государство как регулятор экономических кризисов: мировой опыт и российская практика………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

     По  мнению Конгресса, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т.п.

     При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

     Вторым  важным направлением совершенствования  антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных  государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.

     В этих целях в 1984 г. создан Президентский  совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

     -совершенствование управления финансовыми ресурсами;

     -рационализация управленческих инструментов и процедур;

     -координация деятельности генеральных инспекторов;

     -усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

     Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития - от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции. Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

     Усилия  государственной экономической  политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование, цен.

     Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением  методов американского менеджмента  в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему "подготовки образцовых мастеров". Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по "подготовке администрации", повышению квалификации управляющих.

     Серьезную проблему для японского бизнеса  в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министерства внешней торговли и  промышленности в 1950 г. в Японию был  приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что "японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего" Как известно, эти слова Дёминга стали пророческими. [6].

     В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации - поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

     Приватизация  в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель - уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.

     В целом развитые страны Запада рассматривают  приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

     Основным  побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

     В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие  формы:

     продажа государственных предприятий частным  инвесторам - физическим и юридическим  лицам;

     создание  совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

     продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

     Приватизация  в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

     В Чешской Республике приватизация проходила  в двух формах - малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект - стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

     Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два  этапа. Первый этап проводится Министерством  управления народным имуществом и приватизации.

     В его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% - преобразование в акционерные общества; 30,8% - бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% - общественные аукционы; 22,3% - прямые продажи; 6,7% - торги; 9,8% - реституции.

     В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

     Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как  предотвращения, так и преодоления  кризисных ситуаций на макро - и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2Потенциальный ВВП(или экономический потенциал) – объем производства при полной занятости ресурсов.

       Полная  занятость ресурсов предполагает поддерживание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10-20% от их общего объема и естественного уровня безработицы в размере 6,5-7,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели показатели являются усредненными и могут варьировать по различным странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.

       Циклически  изменяются также уровни занятости, безработицы, инфляции, ставки процента, валютного курса и объема денежной массы. Однако основными индикаторами фазы цикла обычно служат уровни занятости, безработицы и объема выпуска, так как динамика уровней инфляции, процентной ставки и валютного курса может быть различной в зависимости от факторов, вызвавших спад. Спад занятости и выпуска, вызванный сокращением совокупных расходов, нередко сопровождается снижением среднего уровня цен и уровня инфляции. Наоборот, спад, вызванный сокращением совокупного предложения, нередко сопровождается повышением уровня цен и уровня инфляции. В обоих случаях динамика процентных ставок будет определяться политикой Центрального Банка по регулированию денежной массы, что, в свою очередь, вызовет соответствующие изменения в уровне валютного курса.

       Диагностика фазы экономического цикла является одной из наиболее сложных задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки статистической информации, построения комплексных индексов (по типу индекса опережающих индикаторов), а также с развитием методов экономико – математического моделирования. В переходной экономике, в том числе и в российской, эти проблемы приобретают особую актуальность обходимого опыта использования инструментов макроэкономического управления.   

     2.2 (180021) По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".[13]

     Первым  признаком начинающегося кризиса  в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце  мая 2008 года, который перешёл в  обвал котировок в конце июля.

     Особенностью  российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

     Помимо общих факторов кризиса, существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешне все выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране, отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005—2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2007 г. - 417,2 млрд (см. рис. 5). Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.[7]

       Основным  источником денежного предложения  стало пополнение ликвидности со стороны властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Предложение "длинных" денег в экономике и стабилизацию денежного рынка в долгосрочной перспективе должны обеспечить институциональные инвесторы, а также сами коммерческие банки за счет кредитной активности.

     Одним из источников "длинных" пассивов служат депозиты юридических лиц  и вклады физических лиц, размещенные  на срок более трех лет. На протяжении последних двух лет их доля в общих  пассивах составляла 5 6%.

     В условиях нехватки "длинных" денег банки вынуждены в качестве источника формирования "длинных" активов использовать "короткие" обязательства. Причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10—14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.

Информация о работе Экономические кризисы в современных условиях