Экономические кризисы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель работы - провести анализ такого явления в экономике как кризис.
Задачи исследования:

Рассмотреть понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ.
Проанализировать кризис как основную фазу экономического цикла.

Изучить необходимость и инструменты антициклической политики

Определить причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3

1 Теоретическое исследование экономических кризисов……………….………..5

1.1 Понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ……………………………………………………………………………….….6

1.2 Кризис как элемент механизма циклического движения………………….….7

1.3 Необходимость и инструменты антициклической политики……………….10

2 Проявления и последствия современных кризисов……………………………14

2.1 Причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран…14

2.2 Кризис российской экономики: общее и особенное………………………....19

2.3 Государство как регулятор экономических кризисов: мировой опыт и российская практика………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

       В то же время более мощный удар по процессу глобализации может нанести  не столько падение объемов глобальной торговли, сколько намечающийся рост популярности политики протекционизма. В отдельных развитых государствах все чаще звучат призывы покупать товары национальных производителей, а также выделяются значительные финансовые средства для поддержания собственного бизнеса. Хотя открыто и не заявляется, что они делают все для защиты собственных экономик – производственного и финансового секторов, однако, многие стратегии спасения экономик носят явно выраженный протекционистский характер. Это, конечно же, вызывает растущие противоречия, прежде всего, внутри индустриально развитого мира.

       Настоящий экономический кризис – проявление мировой цикличности. В то же время  он тесно связан с особенностями  современной глобализации и имеет  ярко выраженную институциональную природу. В ходе борьбы с кризисом страны вырабатывают общие и особенные методы регулирования, которые дополняются наднациональными методами регулирования. Кризис обнаружил существенность глобальных структурных сдвигов и глобальных взаимосвязей мировой экономике, мировую «финансовую хрупкость», потребность в «грубой настройке» институтов, акцентировал внимание на диспропорциональности в развитии реального и финансового сектора экономики, выявил ошибку некритического копирования опыта развитых стран и недостаточность мониторинга экономических процессов.

       В российской литературе выдвигаются  разные причины мирового и экономического кризиса. Все они в той или  иной степени объясняют его институциональную  природу. Рассмотрим эти причины  в порядке движения от частного к общему.

       1. Первой причиной мирового кризиса  стал ипотечный кризис в США,  развитых европейских странах,  Японии и др. Он развивался  в особой институциональной среде,  характеризующейся: доступностью  и дешевизной ипотечных кредитов; низким качеством обеспечения, в том числе по причине недооценки «ценового пузыря» на рынке недвижимости; высоким риском, основанным на избыточном доверии к самим институтам, обеспечивающим ипотеку; переоценкой предстоящих доходов, объясняемой как информационной неопределенностью принятия решений, так и близорукостью агентов, их чрезмерным оптимизмом.

       2. В качестве причины мирового  экономического кризиса рассматриваются  также рисковые финансовые инновации.  Такие как дефолтные свопы  по договорам ипотечного кредитования  и секьюритизация. Дефолтные свопы использовались как механизм хеджирования кредитных рисков. Застраховав себя подобным образом (продав риск), банки стали снижать уровень ответственности по отношению к своим вкладчикам – фактическим кредиторам банковских операций. Возникла проблема «морального риска» как разновидности постконтрактного оппортунизма. Секьюритизация активов – инструмент, позволяющий превратить долгосрочные вложения в ликвидные активы (деньги). Механизм сделки таков: банком, выдавшим кредиты под залог прав собственности, формируется пул обязательств из закладных. Этот пул продается некоей финансовой компании(посреднику), которая под данное диверсифицированное обеспечение выпускает однородные и высоколиквидные ценные бумаги (обычно акции) и размешает их на фондовом рынке. Продав собственные акции, финансовый посредник привлекает деньги, на которые приобретает у банка новый пул закладных, предоставляя ему очередную порцию финансовых ресурсов для ипотечного кредитования. В результате банк избавляется от долгосрочных пассивов (что позволяет ему выдерживать норматив долгосрочной ликвидности Н4), получает постоянный источник финансирования кредитных договоров, а посредник диверсифицирует собственный риск и повышает ликвидность финансовых инструментов.

       3. Мировой финансовый кризис связан также с предшествующим ему формированием «ценовых пузырей». Любой ценовой пузырь означает нереальное «раздувание» цены того или иного актива, поддерживаемое массовым однонаправленным поведением инвесторов, делающим невыгодным индивидуальную игру «против рынка». В финансах для объяснения подобных стратегий даже есть собственная теория – «теория большого дурака» (Greatest fool theory). При следовании массовой стратегии поведения важно предсказать момент, когда в рыночной игре наступит перелом, и тогда новая современная игра, теперь уже игра на понижение, обрушивает рынок. Можно выделить, по крайне мере, три «финансовых пузыря», сформировавшихся в российской и зарубежной экономике в предкризисный период:

        а) рост курсовых стоимостей ценных бумаг и, соответственно, биржевых индексов;

        б) рост цен на недвижимость, связанный с опережающим предложение увеличением спроса на жилье, вследствие развития ипотеки;

        в) рост мировых цен на нефть и другие сырьевые товары.

       4.Иногда  в качестве причины экономического кризиса в российской и зарубежной литературе называются необоснованно высокие зарплаты поп менеджеров ведущих компаний финансового и реального секторов экономики.

       5. Определенная группа экономистов  выдвигает идею, что кризис напрямую  связан с экономической геополитикой США, что именно Америка виновата в его мировом проявлении. И дело тут не только в копировании инструментов лидера или в его главенствующей роли на финансовых рынках. Обычно речь идет о создании под эгидой США мировых финансовых организаций, тип МВФ, которые проводят политику в интересах лидера. Усилению мировой нестабильности в последнее время, по мнению многих экономистов, способствует использование доллара США в качестве международной резервной валюты. Поскольку сама эмиссия долларовых обязательств включена в механизм финансирования дефицита федерального бюджета США, выдвигается идея, что страны, приобретающие государственные облигации США, de-facto выступают в качестве кредиторов американского правительства, обеспечивая его непомерные расходы. В рамках мир- системного анализа И. Валлерстайна такие отношения между центром и периферией вполне могут рассматриваться как отношения эксплуатации, если у периферии нет доступной и безопасной альтернативы им.

       6.Существует  мнение, что мировой экономический кризис является кризисом рыночной системы хозяйствования в целом. В качестве аргументов в пользу этой гипотезы приводится как собственно возникновение кризиса, его глубина, так и используемые идеология и методы борьбы с ним: усиление идей госкапитализма, национализация банков, государственное финансирование крупных компаний реального сектора экономики. Конечно, кризис выявил противоречия в эволюции рыночных систем, но он не доказал, что сами противоречия достигли своего антагонизма. Да и внутри рыночных систем не вызрела альтернатива, которая могла бы прийти им на смену. Этот кризис уникален тем, что он не будет способствовать воспроизводству старого, а должен создать новую экономику, основанную на институтах стабильного развития.

       7.Одним из наиболее достойных объяснений мирового экономического кризиса является интерпретация его с позиций цикличности мирового развития и особенностей глобализации мировой экономики. Действительно, за последние 40 лет можно обнаружить следующие кризисы в мировой экономике, повторяющиеся каждые 10 лет:

        - стагфляционный  кризис 1974-1975гг., связанный с повышением  цен на нефть ОПЕК;

        - стагфляционный  кризис 1980-1982гг.;

        - инвестиционный  кризис 1990-1991гг., связанный с падением  фондовых индексов, пересмотром ожиданий инвесторов;

        - схлопывание «пузыря»  «доткомов» (компаний, связанных с  Интернет), обвал индекса высокотехнологических  компаний NASDAQ в 2000г., последовавший инвестиционный кризис и мировая рецессия 2002-2003гг.;

        - современный мировой  экономический кризис 2007-2008-2009….., отличается глубиной спада, глобальным характером и целым комплексом причин.[9] 

2.2 Кризис российской  экономики: общее  и особенное.

         Российские особенности. Финансовый кризис очевиден в России, и что свидетельствует, что она стала частью мировой рыночной экономики. Перечень причин финансового кризиса в России весьма обширен. Безусловно, влияние ситуации на международных финансовых рынках велико. Однако масштаб снижения капитализации российского финансового рынка несоизмерим со снижением этих рынков в других странах мира.

Для сравнения: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время как аналогичные  индексы в США – только на 35%, в Китае снизились на 49%, в Индии  – на 40%, в Бразилии на 50%. Таким  образом, импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37-40% - это российские причины.

В российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:

       1) «Голландская болезнь», и перегрев  экономики деньгами, когда нефтедоллары  и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство убеждением, что такое положение продлится еще довольно долго, и в этой ситуации возможно финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее.

За период 2000-2007 годы удельный вес природных  ресурсов и продуктов их первичной  переработки в общей структуре  экспорта страны составлял от 78,2%, в 2002 до 85,5% в 2006 году, при этом более 50% доходов бюджета формировались  за счет ТЭКа.

       2) Низкий рост производительност  труда по сравнению ростом  доходов, опережающий рост финансового  сектора по сравнению с ростом  реального сектора российской  экономики. За период 2000-2007 годы  оборот розничной торговли вырос  в 4,6 раза, среднедушевые доходы населения – в 5,5 раза, кредиты физическим лицам в 72,5 раза, при этом прирост ВВП – 72%, а промышленного производства 64%.

       3) Высокая корпоративная задолженность.  Задолженность крупнейших компаний  за несколько лет возрасла  с 31,4 млрд.долларов в 2000 году до 488,3 млрд.долларов на конец 2007 года и более чем 500 млрд. к сентябрю 2008 года. Причем более половины этих долларов – долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность. При этом сумма возврата кредитов за III и IV квартал 2008 и 2009 год составляет более 200 млрд.долларов.

       4) Снижение инвестиционной привлекательности  и отток капитала из России. На российском фондовом рынке  средства нерезидентов составляли до 70% от всех обарачиваемых средств. Поэтому именно с российского рынка, в силу его непредсказуемости и рискованности, деньги иностранными инвесторами выводились в первую очередь. Сыграли свою роль конфликты вокруг отношений ВР и ТНК, Евросети, Метчела и Южно- Осетинский конфликт.

       5) Отсутствие в России реальных  источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех  банковских кредитов российским  предприятиям – это кредиты  до 1 года. То есть деньги, связанные  не с инвестиционными целями, а с текущим пополнением оборотного капитала. Долгосрочное кредитование на срок более 3 лет составляет не более 20%. При этом и у самих банков в условиях кризиса ликвидности нет долгосрочных источников. Российская финансовая система все предыдущие годы была не способна генерировать длинные деньги. Поэтому основными источниками инвестиций выступали либо иностранные кредиты, либо собственные средства российских компаний, тех, конечно, у кого они были.

       При этом  переход от первых признаков  финансового кризиса до стагнации реального сектора в развитых странах занял примерно полтора года, российская экономика проделала этот путь за считанные месяцы. Если снижение цен на сырье и продукты первичной переработки для развитых стран являются благом в условиях кризиса, то для российской экономики – это трагедия.

       Кризис  в России будет развиваться гораздо  быстрее и с большей глубиной, чем в других развитых странах, и  выход из него будет более драматичным  и длительным. Какова будет глубина  и продолжительность кризиса для России? Это сегодня для странны основной вопрос.[2] 
 

2.3 Государство как  регулятор экономических  кризисов: мировой  опыт и российская  практика.

       Еще долго ученые и аналитики будут  спорить о том, каковы причины  разразившегося в 2008 году глобального экономического кризиса, истинные масштабы которого пока сложно оценить. Но рано или поздно он будет преодолен, причем в проигрыше окажутся те, кто сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а в выигрыше – сумевшие построить рядом новые кварталы. На практике это означает, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проекта того города, в котором нам хотелось бы жить по окончании кризиса. В самом общем виде мы имеем в виду скорректированную структуру экономики и модернизированную систему взаимоотношений общества, бизнеса и власти.        Для достижения указанной цели нужно решить ряд задач.

       1.Совершенствование  системы управления.

       Во-первых, во время кризиса, который не носит  взрывного характера, но во многом определяется взаимным недоверием экономических агентов, не следует резко менять систему управления, вплоть до прямого нарушения Конституции. К сожалению, именно так можно охарактеризовать совместное решение Госдумы и Совета Федерации о создании Комиссии  Федерального собрания РФ по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований. В соответствии с принятым решением три депутата от Государственной думы и три члена Совета Федерации имеют право вносить изменения в бюджет в течение планового периода с последующим информированием председателей палат Федерального собрания РФ. В Конституции ясно определено, что утверждение и изменение бюджета – прерогатива парламента в целом, а не его отдельных депутатов. Конституционная обязанность парламента – публично рассматривать и принимать Федеральный закон о распределении общественных финансов, то есть федеральный бюджет. И дело здесь не в необходимости оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию: многие аналитики и высокопоставленные чиновники, включая председателя правительства, отмечали, что стремительное выделение средств банкам как из бюджета, так и из золотовалютных резервов страны не дало ожидаемого эффекта (деньги не дошли до конечных получателей – предприятий реального сектора). В кризисные периоды важна уверенность всего общества в том, что власть действует несуетливо, уверенно и продуманно.

Информация о работе Экономические кризисы в современных условиях