Экономические кризисы причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является, изучение и раскрытие таких вопросов как: понятие кризиса и причины возникновения, история экономических кризисов, влияние кризиса 90-х на Российскую экономику, антикризисные меры проводимые правительством Российской федерации.
Предметом исследования является изменения, произошедшие в экономике России в период протекания экономического кризиса, пути выхода из сложившейся ситуации, и последствия кризиса. Объектом исследования является кризис в России в 90- х годах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
Экономические кризисы
1.1 Определение и функции …………………………...………..……………..5
1.2 Классификация ……………………………………………………………..6
1.3 История и хронология возникновения мировых экономических кризисов ……………………………………………………………………………………8
Экономический кризис в России в 90-х г. г. Пути выхода из него
2.1 Причины возникновения кризиса 90-х г. г. …………………………….11
2.2 Возможности выхода ……………………………………………………..18
2.3 Пути выхода из кризиса в наши дни …………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы …………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Экономические кризисы и последствия..docx

— 55.08 Кб (Скачать документ)

- Снижение  уровня налогообложения и на  этой основе – резкое расширение  налогооблагаемой базы вплоть  до возвращения значительной  части ушедшей «в тень» экономики  обратно в налоговую систему;

- Установление  государственной монополии на  производство и оптовую торговлю  спиртным;

- Увеличение  таможенных сборов, акцизов и  рентных платежей;

- Дальнейшая  приватизация государственной собственности,  но не по-воровски, а по более  или менее реальным ценам;

- Продажа  земли и др.

     Однако  главным, центральным звеном в налоговой  политике сегодня должно стать экстренное погашение бюджетной задолженности  перед промышленностью за уже  выполненные госзаказы: известно, что 1 рубль, выплаченный по государственным  обязательствам, дает сейчас казне  минимум 2 рубля бюджетных поступлений  в виде уплаченных налогов.

     Восстановление  государственной монополии на производство и оптовую торговлю спиртным, несомненно, потребует мощнейшего административного  нажима с целью преодоления неизбежного  сопротивления легальным и подпольным частным производителей и контрабандистов  этой продукции. Но в принципе этого  одного источника было бы достаточно, чтобы почти покрыть нынешний бюджетный дефицит.

     С краткосрочной точки зрения вряд ли можно ожидать существенных результатов  и от попыток заметного сокращения бюджетных расходов. Сокращать-то, по сути дела, нечего. Что сокращать? Отказаться от здравоохранения, образования, науки, армии, поддержки северных территорий? Любой, еще окончательно не потерявший чувство реальности, понимает, что это будет гибель для страны.

     Второй  источник – займы внутри страны и за рубежом. Здесь тоже наши возможности  ограничены, хотя они все же есть.

     Теперь, после принудительной конверсии  государственных краткосрочных  обязательств в долгосрочные, идея «пирамиды» ГКО как главного средства покрытия бюджетного дефицита, видимо, на годы вперед исчерпаны. А долгосрочные государственные займы на 10-20 лет, да к тому же под достаточно скромный процент, еще надо научится размещать: понадобятся, несомненно, годы, чтобы рынок вновь поверил в надежность государственных ценных бумаг вообще.

     Вместе  с тем активная политическая и  дипломатическая работа в конце концов может, по-видимому, убедить наших внешних кредиторов предоставить России отсрочку по платежам. Но надежд на возобновление массированного притока портфельных, да вероятно, и прямых иностранных частных инвестиций в ближайшие несколько лет, по-видимому, не существует.

     Возможно, оно и к лучшему. Это заставит любое наше правительство полагаться в будущем преимущественно на собственные доходы и источники  накопления, а не строить все свои планы и действия в расчете  на то, что любые «дыры» в бюджете  можно заткнуть протянув руку за очередным внешним подаянием.

     Третий  источник – сбережения населения  и российские капиталы, эмигрировавшие за границу. Реальные возможности здесь  тоже минимальны. Те примерно 20 млрд. долл. в рублевых сбережениях, которые  имелись у населения, серьезным  резервом не являются; уже начавшийся процесс их быстрого «усыхания» в  результате девальвации и наметившегося  роста инфляции станет, скорее всего, еще одним фактором политической и социальной нестабильности, чем государственным резервом.

     Но  если правительство сможет удержаться от примитивнейшего, традиционного  соблазна «заморозить» все рублевые и валютные вклады населения или  просто не проводить индексацию в  соответствии с ростом цен; если оно  не пойдет на прекращение свободного размена рублей на доллары и долларов на рубли; если оно не остановится перед де-факто национализацией или хотя бы полу национализацией наиболее проблемных банков, чтобы при любых обстоятельствах гарантировать их платежи и сохранность вкладов населения; если оно будет поддерживать достаточно разумный уровень учетной ставки и процента по депозитам; если оно начнет выпускать валютные облигации под привлекательный и гарантированный процент и сумеет убедить инвесторов в их надежности; а также при соблюдении многих других «если» есть все же реальные шансы побудить людей вытащить их сбережения из-под матрацев и вложить в банк.

     В отношении же «сбежавших» за границу  денег, никаких иллюзий строить  не следует. Было бы уже хорошо в  близкой перспективе хотя бы перекрыть  каналы их текущего оттока.

     Четвертый источник восстановления равновесия в  денежно-финансовой системе, принудительного  обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса – девальвация  рубля.

     Этот  источник использован, девальвация  де-факто уже произошла, государственные  долги обесценились в несколько  раз.

     Если  у наших властей еще осталось хоть какое-то чувство меры, этого  хватит, и дело теперь за тем, чтобы  не допустить дальнейшего падения  курса рубля по отношению к  доллару.

Пятый источник – эмиссия. Вынужденный  источник, более того, в наших  конкретных условиях, по существу, можно  сказать, предреволюционный источник. Недаром говорят, что «эмиссия –  это альтернатива гражданской вой-не». Но, к сожалению, другие источники сегодня либо недостаточны, либо исчерпаны.

     Шестой  источник – технические, так сказать, средства. Оставшаяся часть неплатежей могла бы быть относительно быстро ликвидирована такими техническими мерами, как массированные взаимозачеты (по оценкам, до половины общей суммы неплатежей, поскольку подавляющая часть экономических субъектов имеет сегодня как обязательства, так и требования); списание накопившихся пени и штрафов по просроченным долгам вследствие их изначальной полной нереальности; выборочная пролонгация долгов отдельных наиболее крупных должников перед бюджетом; развитие практики продажи долгов на открытом рынке, банкротство безнадежных должников.

     Изложенный  «плохой» (и как кажется автору наиболее реалистичный) сценарий неизбежно  связан, таким образом, со значительными  потерями как для населения, так и для наших внешних и внутренних инвесторов: ростом цен, снижением реальной заработной платы и пенсий, обесценением рублевых и валютных вкладов и т.д.

     Но  это все-таки поможет восстановить денежную систему, насытить экономику  деньгами и наконец восстановить производство.

«Очень  плохой сценарий».

     Этот  сценарий возможен, думается, в двух вариантах: условно говоря, «монетарном» и «директивном».

     «Монетарный»  основывается, по существу, на двухходовой  комбинации: сначала запустить на полную мощность печатный станок, обесценить рубль в десятки, а еще лучше – в сотни раз, расплатиться со всеми внутри страны полностью обесценившимися рублями, а затем накрепко привязать этот обесценившийся (возможно, опять деноминированный) рубль к доллару, строго ограничив количество рублей в обращении наличными золотовалютными резерва-ми страны.

     Можно, однако, заранее сказать, что в  конкретных наших условиях этот план обречен на скорый, оглушительный  провал.

     Во-первых, никаких реальных возможностей у  правительства не будет, чтобы свести к нулю бюджетный дефицит, а значит и превышение нарастающей денежной массой золотовалютных резервов неизбежно  и, следовательно, фиксированный курс рубля долго не удержать.

     Во-вторых, кто у нас в стране сегодня  поверит в рубль? И население, и инвесторы тут же бросятся менять рубли (хотя и «червонные») на доллары.

     «Директивный» сценарий нам до мельчайших деталей  тоже известен по прежним временам: административно фиксируемые цены; тотальный дефицит всего и  вся; очереди, «карточки»; подавленная  инфляция; полностью обесценившиеся сбережения; «черный» товарный и валютный рынок; резкое сокращение импорта; административный валютный контроль вплоть до попыток так или иначе конфисковать валютную наличность; закрытие границ и т.д.

     Сегодня такой сценарий приведет в конце концов к всеобщей смуте, гражданским волнениям, полной экономической разрухе, переделу собственности и развалу страны на удельные княжества.

     «Катастрофический»  сценарий даже и обсуждать нет, наверное, никакого смысла. Одно только можно  сказать: мы его тоже уже проходили. И за тысячелетнюю историю России – не раз.

Итак, сложившаяся  напряженная обстановка в стране не позволяет больше прибегать к  ломовым приемам. Первейшим политическим и социальным приоритетом правительства  и Центробанка на ближайшую перспективу  должно стать максимально возможное  восстановление доверия населения  к российскому государству, к  рублю, подорванному в ходе реформ последних  лет.

     В идеале основными средствами при  этом могли бы стать индексация заработных плат, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном  соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности  валютных вкладов. Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства – по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам заработных плат и пенсий, государственным ценным бумагам.

     Любые же дальнейшие прямые или замаскированные  попытки конфискации доходов, сбережений населения и вложений в государственные  краткосрочные обязательства практически  уже ничего существенного не дадут, а могут привести к абсолютно  непредсказуемым политическим и  социальным последствиям. 
 
 
 
 
 
 

2.3 Пути выхода из кризиса в наши дни.

     Условия российской экономики таковы, что  не следует говорить о безболезненных путях выхода из кризиса. В данный момент программу выхода можно разделить  на два основных этапа:

- преодоление  бюджетного кризиса, т.е. совокупность  первоочередных мер.

- программа  по выводу из кризиса экономики  России в целом, т.е. меры, действующие  в долгосрочном периоде.

Вот некоторые  возможности преодоления бюджетного кризиса.

     Необходимо  всеми доступными средствами пополнять  бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь  для расшивки неплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность.

Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны являются:

     1. Рост доходов государственного  бюджета и сокращение его расходов. Это осуществляется с помощью  снижения уровня налогообложения,  вследствие этого возрастает  налогооблагаемая база, соответственно  и доходы от налоговых поступлений.  Снижение налогов может побудить  предприятия теневой экономики  вернуться в экономику легальную.  Эта мера действительно необходима, т.к. налоги в России завышены, но ее самый большой недостаток  в том, что положительные результаты, если вообще будут, проявятся  через 1,5-2 года; до этого момента  доходы в бюджет уменьшаться.  Одним из основных направлений  в налоговой политике должно  стать экстренное погашение задолженности  предприятиям за уже выполненные  государственные заказы. Каждый  задержанный государством рубль  оборачивается 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственной задолженности  будет способствовать расшивке  неплатежей. И каждый выплаченный по задолженности государством рубль будет приносить до 2 р. бюджетных поступлений в виде налогов.

     Восстановление  государственной монополии на спиртное формально произошло, одного этого  источника теоретически хватит для  покрытия расходов, но здесь неизбежно  сопротивление легальных и нелегальных  производителей. Сказывается и практически  полное отсутствие рычагов контроля над нелегальным оборотом алкоголя.

     От  попыток сокращения бюджетных расходов в краткосрочном периоде будет  мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. Дальнейшее сокращение расходов оставит  страну без армии, или без здравоохранения, науки, что равносильно гибели.

     2. Второй источник бюджетных доходов  - займы внутри страны и за  рубежом. После конвертации государственных  краткосрочных обязательств в  долгосрочные идея «пирамиды»  ГКО, до этого приносившая доходы  в бюджет, исчерпана на много  лет вперед. Что касается долгосрочных  обязательств, должно пройти еще  много времени, прежде чем кто-то  снова поверит в российские  ценные бумаги. Что касается иностранного  кредита, его получение весьма  вероятно.

Информация о работе Экономические кризисы причины и последствия