Экономические циклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Цикличный характер развития экономических процессов есть проявление более общих закономерностей развития природы и общества. Поэтому экономические циклы можно рассматривать в качестве одной из основных закономерностей, присущей динамике общественного производства.

Содержание

Содержание


Стр.

Введение


3
Глава 1. Теоретические основы цикличности рыночной экономики

5
1.1. Цикличность экономического развития
5
1.2. Экономический цикл и его фазы
7
1.3. Типы экономических циклов
11
1.4. Циклы развития России
15

Глава 2. Основные концепции экономических циклов


19
2.1. Причины циклического развития рыночной экономики
19
2.2. Теории и концепции экономических циклов
21

Глава 3. Антициклическое регулирование


28
3.1. Стабилизационная политика государства
28
3.2.Финансовый кризис 2008 года и его влияние на экономику России
30

Заключение


41
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Циклы экономики - копия.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 4. Рост внешнего долга Российской Федерации*

Внешний долг, млрд. долл.

2007 г.

Январь-июнь

2008 г.

2008 г.

(прогноз)

Всего

464

527

533

% к ВВП

35,9

31,1

31,4

Правительство и ЦБ

46

39

38

% к ВВП

3,6

2,3

2,2

% ко всему внешнему долгу

10,0

7,4

7,1

Нефинансовые предприятия

254

296

300

% к ВВП

19,6

17,4

17,7

% ко всему внешнему долгу

54,7

56,1

56,3

Банки

164

193

195

% к обязательствам банков

23,0

22,5

21,9

% к ВВП

12,7

11,4

11,5

% ко всему внешнему долгу

35,3

36,6

36,6

* Данные Банка Москвы.

Из табл. 4 видно, что государство не забыло о последствиях кризиса 1998 г. Внешний государственный долг в 2,3% ВВП можно назвать практически отсутствующим. Однако внешний долг частного сектора (а сюда относятся и государственные компании) значительно увеличился.

Особый интерес представляет изучение состава этого долга и причин его возникновения. По оценкам аналитиков ИЭПП, на долги государственных компаний и банков приходится в настоящее время порядка 50-60% всего внешнего корпоративного долга России («Газпром» – около 60 млрд., «Роснефть» - около 26 млрд., ВТБ -11,4 млрд. долл.)[2]. Стоит отметить, что государство выказывало озабоченность ростом таких долгов и также предпринимало попытки контроля этого роста. Так, Минфин высказывался за выработку единых подходов к внешним и внутренним займам государственных компаний. Предлагалось по возможности замещать внешние кредиты внутренними, а также возлагались надежды на представителей государства в советах директоров. Но, несмотря на вышеуказанные намерения, все осталось по-прежнему. То есть единой государственной политики в отношении внешних заимствований государственных компаний  до сих пор нет. И отсутствие такой политики имело весьма отрицательные последствия для российской экономики.

Вернемся в 2006 г., который будет особенно показательным для нашего анализа (табл.5).

Таблица 5. Привлеченные средства в 2006 г.

Вид привлеченных средств

 

Объем привлеченных

средств, млрд. долл.

Направлено на инвестиции

в основной капитал

IPO

17

2,5 млрд. долл. (14,7%)

Рублевые облигации 

17

60 млн. долл. (0,4%)

 

В ежемесячном обозрении “Экономико-политическая ситуация в России” аналитики ИЭПП делают вывод, что основная часть привлеченных средств направлялась компаниями на рефинансирование долгов и приобретение активов. А на российском фондовом рынке в это время происходили процессы, схожие с теми, что в конце 1980-х гг. имели место на рынке США, - финансирование сделок LBO (leverage buyout) и MBO (management buyout). Суть данных сделок состояла в массовом заимствовании средств на фондовом рынке с использованием кредитного рычага в целях приобретения новых активов. В США рынок мусорных облигаций завершился громким крахом компаний-заемщиков в 1989 г. [3]

Также и в России значительная доля привлеченных средств пошла не на развитие бизнеса, а на перераспределение собственности: скупку активов, изменение структуры акционерного капитала и пр.

Способ перераспределения собственности в пользу государства уже изменился. Эксперты стали называть его рыночно силовым, и его суть заключается в следующем. Лидерами нового передела выступают госкомпании и ряд компаний, располагающих политической поддержкой государства. Активы продаются не совсем добровольно, но по цене, близкой к рыночной (например, приобретение 50% акций в проекте “Сахалин-2”). В результате процесс перехода к государственно-капиталистической модели экономики способствует росту рынка и привлечению инвестиций. В условиях высокой ликвидности и благоприятной макроэкономической ситуации иностранные банки охотно под низкий процент кредитуют госкомпании. Последние активно привлекают кредитные ресурсы для покупки новых активов, что ведет к росту их капитализации. А поскольку государство демонстрирует решимость оказывать этим компаниям всяческую поддержку - как силовую и политическую, так и в сфере госрегулирования, для инвесторов вложение средств в них становится источником практически гарантированной доходности.

В общем и целом эта модель тоже напоминает пузырь. Компании не инвестируют средства в создание нового бизнеса, а только делят между собой уже имеющийся, но при этом их рыночная капитализация растет необыкновенно быстро. И государство, владеющее данными компаниями, не смогло вовремя положить этому конец.

Стоит также отметить, что деньги, вложенные в наш “пузырь”, имели в основном иностранное происхождение, что отчасти тоже было спровоцировано антиинфляционной политикой денежных властей. Нехватка свободных денег на рынке привела к тому, что российские институциональные инвесторы до сих пор уступают иностранным по объему собственных средств и средств в управлении. Иностранные же инвестиции на фондовом рынке при больших объемах обладают еще и большей мобильностью, чем национальные. То есть деньги иностранных инвесторов могут как надуть пузырь, так и взорвать его. По состоянию на 1 июля 2008 г. накопленные иностранные инвестиции в экономике России составляли 242,1 млрд. долл. (рис. 7).

 

Рис. 7. Уровень притока иностранных инвестиций в российскую экономику

Источник. Данные Росстата.

 

По оценкам экспертов, за прошедшие после этого 3 месяца отток капитала составил не менее 80 млрд. долл. Согласно прогнозам Банка Москвы, в 2009 г. чистый отток капитала составит порядка 60 млрд. долл., но это при условии цен на нефть в 60-70 долл./баррель. Иными словами, ответственность за кризис РЕПО в сентябре и последовавший за ним кризис ликвидности лежит и на государстве.

Итак, политика, проводимая Центральным банком и Минфином, не смогла уберечь российскую экономику от финансового кризиса и, даже напротив, способствовала его возникновению. Кризис тем временем распространился на другие отрасли, приобрел общеэкономический масштаб. В конце 2008 г. появились уже такие проблемы, как замедление роста ВВП, увеличение безработицы, падение спроса, сокращение реальных доходов граждан. Однако правительство не спешит признать ошибочность прежних действий, напротив, оно разрабатывает целый ряд новых мер, направленных на борьбу с экономическим спадом. Рассмотрим, что конкретно делает государство, и попытаемся выяснить, смогут ли теперь принимаемые им меры исправить ошибки, допущенные ранее.

Меры, принимаемые государством во время кризиса, и их последствия

Ниже приведены основные антикризисные мероприятия, которые были озвучены Правительством РФ и Банком России еще в период сентябрьского накала эмоций на рынке и направлены на стабилизацию ситуации в финансовом секторе:

- снижение нормативов обязательных резервов на 4% по всем категориям с 18 сентября 2008 г., что, по оценкам Банка России, даст банкам около 300 млрд. руб. дополнительных средств;

- увеличение размера и сроков размещения бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках до 1,5 трлн. руб.;

- решение совета директоров государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” снизить ставку страховых взносов, поквартально уплачиваемых банками в Фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ), с 0,13 до 0,10% расчетной базы, начиная с IV квартала 2008 г.;

- дополнительно направленные Сбербанком, Внешторгбанком и Газпромбанком 60 млрд. руб. на кредитование участников фондового рынка под залог ценных бумаг;

- размещение Центральным банком в Госкорпорации “ВЭБ” депозита на 50 млрд. долл. В целях рефинансирования задолженности ведущих российских компаний и банков перед иностранными кредиторами;

- увеличение максимального размера возмещения по вкладам с 400 до 700 тыс. руб., причем со 100%-ным возмещением (напомним, что прежде 100% вклада возмещались в пределах первых 100 тыс., а возмещение по оставшейся части вклада составляло 90%);

- обещание российских властей начать выкупать акции компаний, в том числе с госучастием, на сумму до 500 млрд. руб. (первоначально - 250 млрд. руб.), в случае если их недооцененность будет сохраняться продолжительное время. Следующие 250 млрд. руб. правительство выделит в целях выкупа в случае исчерпания первой четверти триллиона. По оценкам экспертов, власти уже успели прибегнуть к этой мере;

- выделение Агентству ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) средств к получению в ноябре-декабре (60 млрд. руб.);

- разрешение Правительства РФ размещать до 50% средств Фонда национального благосостояния в акции, имеющие листинг на ММВБ и РТС или включенные в индексы MSCI World Index и FTSE All-World Index, или в фонды, инвестирующие в подобные акции.

Сумма всех уже принятых и озвученных мер по стабилизации финансового сектора страны составит не менее 3,5 трлн. руб.

Очевидно, что специфической чертой данного кризиса (в отличие от кризиса 1997-1998 гг.) является активное участие государства и контролируемых им хозяйственных субъектов в процессе перераспределения собственности. В общем, в этом нет ничего нового, государство всегда пытается оживить экономику, когда та перестает расти. Государство всегда пытается спасать предприятия, стоящие на грани банкротства, во время спада, потому что на них работают люди. Просто в 1998 г. у нашего государства на это не было денег. Но в 2008 г. у государства деньги есть.

50 млрд. долл., направленные в ВЭБ, примерно соответствуют платежам по иностранным кредитам, которые предстоят российским компаниям в IV квартале 2008 г. По оценкам, это около 47,5 млрд. долл. Платежи по иностранным долгам в 2009 г. составят около 115 млрд. долл.

Таблица 6. Компании, договорившиеся о получении кредитов

от ВЭБа для рефинансирования внешних долгов, млн. долл.*

Компания

 

Объем

Стало известно

Обеспечение

UC Rusal

4500

Конец октября 2008 г.

25% акций Норникеля

Роснефть

800

Конец октября 2008 г.

 

Газпром Нефть

1000

Конец октября 2008 г.

 

Альфа-групп

2000

Конец октября 2008 г.

44% акций Вымпелкома

Группа ПИК

300

Конец октября 2008 г.

 

РЖД

270

Конец октября 2008 г.

 

Группа ГАЗ

400

Конец октября 2008 г.

 

Итого 9270

 

 

 

Информация о работе Экономические циклы