Экономическая теория К.Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы – изучение основных аспектов экономической теории К.Маркса.
Для достижения поставленной цели мне необходимо будет решить следующие задачи:
1. раскрыть содержание экономической теории К.Маркса;
2. изучить значение экономической теории К.Маркса;
3. дать четкое определение диалектики;
4. охарактеризовать новые предмет и методы;
5. рассмотреть возможность существования экономической теории Карла Маркса в современном мире и др.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 66.45 Кб (Скачать документ)

       Введение

       Экономическое учение К.Маркса вышло на общественную арену в 40 годах, стало значительным идейно-политическим движением в Европе в 70-90 годах 19 века. К середине 20 века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в каждой стране  складывались по-разному: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо это проявляется в политической сфере.

       Историческое  значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.

       Актуальность изучения вопроса экономической теории К.Маркса непосредственно связана с возрастанием к нему интереса на современном этапе экономического развития.

       Основная  цель данной работы – изучение основных аспектов экономической теории К.Маркса.

       Для достижения поставленной цели мне необходимо будет решить следующие задачи:

       1. раскрыть содержание экономической  теории К.Маркса;

       2. изучить значение экономической  теории К.Маркса;

       3. дать четкое определение диалектики;

       4. охарактеризовать новые предмет и методы;

       5. рассмотреть возможность существования  экономической теории Карла Маркса  в современном мире и др.

       Объектом исследования является процесс развития и применения экономической теории в условиях современной экономики.

       Предмет исследования – основные аспекты экономической теории К.Маркса.

       При написании данной работы мною были применены – метод диалектического познания, метод исторического единства, метод логического единства, метод структурного анализа, а также метод экспертных оценок.

       Работа включает в себя: введение, пять основных частей с главами, заключение, список литературных источников, и составляет 42 листа.

       Введение определяет цель работы и обосновывается актуальность выбранной темы. Здесь формулируются задачи, выявляется объект и предмет изучения.

       В первой части дается понятие предмета и методов экономической теории К.Маркса.

       Во  второй части раскрывается содержание экономической теории К.Маркса.

       В третьей части изучается значение экономической теории К.Маркса.

       Четвертая часть дает четкое определение концепции материалистической диалектики в творчестве К.Маркса.

       В пятой части рассматривается возможность существования экономической теории К.Маркса в современном мире.

       Выводы, представленные в заключении, позволяют подвести итог проделанной работы.

       При написании данной работы я использовала учебную литературу, которая отражена в списке литературных источников. Именно с помощью указанной учебной литературы я раскрыла суть выбранной темы, достигнув поставленной цели.

       Часть 1. Основные предмет и методы экономической теории К.Маркса

       К.Маркс (1818—1883) как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. [10, с. 97]

       Творческое  наследие К.Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по «классической школе» экономической  мысли, особенно А.Смита и Д.Рикардо. Однако их теоретико-методологические позиции, как полагал автор «Капитала», стали лишь вершиной основ «буржуазной» экономической теории, и после  их трудов «классическая политическая экономия» якобы себя исчерпала. [10, с. 98]

         Тем не менее, К.Маркс дал новое определение предмета политической экономии – производственные отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях развития общества (или узко – производственные отношения определенной общественно-экономической формации). К.Маркс не ограничился чисто экономическим анализом, он считал, что изучение экономических явлений должно осуществляться в контексте глобального анализа общества. Поэтому он дополнил экономический анализ социальным. Для этого К. Маркс ввел в научный оборот понятия «общественно-экономическая формация» и «способ производства» – отражающие характер взаимодействия экономических и социально-политических структур. [5, с. 39]

       Переходя  к разговору о методах изучения экономической теории, можно сказать что существует общая характеристика методологии, концепция о базисе и надстройке, а также модель идеального общества.

         1) По признанию самого К.Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита - Рикардо, немецкой классической философии Гегеля - Фейербаха и французского утопического социализма. У представителей первых им заимствованы в числе многих других концепция экономического либерализма, трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др.; у вторых — идеи диалектики и материализма; у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества и др. [10, с. 98-99]

       2) Центральное место в методологии исследования К.Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил еще в 1859 г. в «Критике политической экономии». Основная идея в работе сформулирована была так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

         Обращаясь к сути рассматриваемой  концепции К.Маркса, следует заметить, что идея анализа общественного  развития как чередования базиса  и надстройки не проста в  применении. Например, «производительные  силы зависят одновременно от  технической оснащенности и от  организации совместного труда,  которая в свою очередь зависит  от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но... право — это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки». Но, несмотря на это с тех пор, да и сейчас, «для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому». [10, с. 99-100]

        3) Между тем по большому счету  в концепции о базисе и надстройке  сделана попытка дать экономическую  интерпретацию истории с учетом  диалектики производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К.Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными не позволили понять представителям классической политической экономии, которые, собственно, открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

         Заметим также, что, по убеждению  К.Маркса, капитализм, эра которого  «берет свое начало в XVI веке»,  исключает гуманизацию общества  и демократию из-за частной  собственности на средства производства  и анархии рынка. В этой системе  трудятся ради прибыли, имеет  место эксплуатация одного класса  другим, а человек (и предприниматель  и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. Что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме.

         При этом следует подчеркнуть,  что в доводах К.Маркса о  неизбежном крахе капитализма  главным является не нарушение  рыночных принципов распределения  доходов между классами общества, а то, что эта система не  обеспечивает полной занятости,  тяготеет к колониальной эксплуатации  и к войнам. Поэтому общественным  идеалом он считает социализм и коммунизм, при которых средства производства не будут объектом индивидуального присвоения, и каждый человек обретет свободу. [10, с. 100]

Подводя итог, следует  отметить, что отличительной особенностью методологии марксизма является то, что он изучает общество в  развитии. Не случайно марксизм называют философией истории, а марксистский анализ функционирования и развития капиталистической экономики –  экономическим аспектом революционной  теории.

       К. Маркс соединил логический и исторический методы исследования, а также различал метод исследования экономической действительности и метод изложения результатов научных исследований. [5, с. 40]

       Часть 2. Содержание экономической теории К.Маркса

       Идеи  К.Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания – историю, социологию, политологию, политическую экономию. [3, с. 156]

       На  основе его идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю 20 века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и по сегодняшний день.

       Для К.Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней как социальный философ, искавший в экономике пружины общественного развития.

       Это случилось в 40-е годы 19 века, когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже миновала, и тон в ней задавали эпигоны. К.Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к собственным политико-экономическим исследованиям. [3, с. 157]

       Свою  экономическую теорию он рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в 20 века.

       Сочетание преемственности и самобытности в экономической мысли К.Маркса отразило главную особенность ее происхождения: она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля. [9, с. 94] 

       Глава 2.1. Теория классов

       Убежденность  К.Маркса в торжестве идеалов  бесклассового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А.Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами», т.е. между классами. Но в его теории классов центральной идеей является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

       Еще в «Манифесте Коммунистической партии»  К.Маркс писал: «История всех до сих  пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный  и раб, патриций и плебей, помещик  и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания общей гибелью борющихся классов». Не явится исключением, по Марксу, и капиталистическое общество с его нарастающими противоречиями: буржуазия как господствующий класс создает более производительные средства производства, а составляющий большинство пролетариат остается в нищете. Отсюда, по его мнению, неминуем революционный кризис, поскольку вызванное развитием производительных сил обнищание, в конце концов, станет настолько всеобъемлющим, что возрастающая, за счет других слоев общества, численность пролетариата позволит ему конституироваться в класс большинства населения и совершит пролетарскую революцию по взятию власти не ради меньшинства, что было свойственно революциям прошлого, а в пользу всех. В результате пролетарской революции и диктатуры пролетариата, таким образом, не станет ни капитализма, ни классов, поскольку, говоря словами К.Маркса, «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех».

Информация о работе Экономическая теория К.Маркса