Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы состоят в том, чтобы разобраться в деталях функционирования экономики, понять специфику и особенности экономических систем, выяснить условия их возникновения и развития в ходе длительного исторического процесса. Выяснить фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить, которые решаются в каждой экономической системе по-своему. Разобраться в особенностях и сущности экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах. Выделить главные функции. Выяснить, в чем сущность и необходимость ее государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

 

 

   Французская модель. Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых стран в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

 

   Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

 

- обширным государственным сектором;

                        - высокоразвитым крупным частным бизнесом;

                        - укладами, оставшимися от раннего капитализма;

                        -большим удельным весом малого бизнеса;

                        -развивающимся кооперативным сектором.

 

                       Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее           многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

    Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

 

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику.

 

 

    Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

 

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

 

  Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

 

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

 

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

 

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

 

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

 

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

     Российская модель. Основные черты:

- союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов – группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

- номенклатурное предпринимательство – участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью  бизнесмена и государственного служащего;

- нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур с целью закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.

- неравные условия конкуренции – как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства – подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

- сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

- высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

- слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

- значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе всех организаций, включая государственные учреждения.

    Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг впереди по сравнению  с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это – модель, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете – на экономический застой. Преодоление этих недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

Заключение.

    Любая страна имеет свою экономическую систему. Экономическая система- это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг. Она состоит из разных компонентов, каждый из которых находится в зависимости от других. Экономическая система включает в себя все народное хозяйство, действующие экономические связи объектов и субъектов хозяйства, производителей и потребителей благ, экономические науки и многие другие элементы. Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни. Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему: познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

- социально-экономические отношения;

- организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

- хозяйственный механизм;

- система стимулов и мотиваций участников;

- экономические связи между предприятиями и организациями.

В каждой стране устройство экономической жизни отличается. Правительство и народ каждой страны по-своему решает три главных вопроса экономической науки: «Что, как и для кого производить?». Главное отличие экономик заключается в принципах организации воспроизводственных процессов.

Итак, в зависимости от того, как действует экономика и как ею управляют, различают следующие типы экономических систем:

   Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ.

   Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

   Рыночная экономика – это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

   Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

   Помимо этого существуют модели смешанной экономики:

Американская модель – модель с минимальным вмешательством государства в регулировании экономики.

Японская модель – модель, экономика которой главным образом ориентирована на сбережения, производство и экспорт.

Британская модель – модель эффективной экономики, сформировавшейся под воздействием активной роли государства.

Французская модель – модель, согласно которой экономическое развитие страны основано на  концепции индикативного планирования.

Итальянская модель характеризуется обширным государственным сектором и в то же время высокоразвитым частным бизнесом.

Скандинавская модель – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов.

Германская модель – модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Китайская модель – модель экономического реформирования, решающую роль играет государство.

Российская модель – это модель переходной экономики, перехода к рыночным отношениям.

   Итак, каждая экономическая система имеет свои характерные черты и особенности, имеет свои недостатки и преимущества. В современном мире не существует пока «идеальной» модели экономической системы, которая подходила бы для всех стран. Ведь каждая страна отличается уровнем развития, историческими традициями. Но не важно, какая экономическая система в стране, главное, чтобы большая часть потребностей населения удовлетворялась, чтобы людям жилось хорошо.

Информация о работе Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития