Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы состоят в том, чтобы разобраться в деталях функционирования экономики, понять специфику и особенности экономических систем, выяснить условия их возникновения и развития в ходе длительного исторического процесса. Выяснить фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить, которые решаются в каждой экономической системе по-своему. Разобраться в особенностях и сущности экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах. Выделить главные функции. Выяснить, в чем сущность и необходимость ее государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, можно сделать вывод: существует два вида эволюции экономических систем – биологическая и социальная. Биологическая протекает стихийно в силу естественных законов самоорганизации системы, а социальная может управляться, корректироваться и направляться обществом. Несмотря на неизбежные случайности и стихийность в развитии социально-экономических и культурно-исторических систем, в целом оно осуществляется под воздействием сознательного организующего управления общества в лице государственных органов власти и общественных институтов.

Глава 2. Типы экономических систем.

Существует множество классификаций экономических систем. Это зависит от выбора критериев. В зависимости от формы собственности и типа координационного механизма выделяют следующие виды экономических систем:

- традиционная;

- плановая (командно-административная);

-рыночная;

-смешанная.

   Традиционная экономическая система – экономическая система, которая основана на совместной (коллективной) общинной собственности, а традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии  освященными обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, столько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения.

Для стран с данной экономической системой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор  в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы. Данная экономическая система была характерна для средневековой Западной Европы, сегодня такая экономика существует в некоторых слаборазвитых странах, например, в странах Центральной Африки и Южной Азии.

   Командная экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а координация и контроль экономической деятельности осуществляется жестким централизованным управлением и контролем.

Главные черты командной экономической системы:

1)     господство государственной собственности. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – все принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

2)     Диктатура  государственного плана в экономике. Все рпоизводство, обмен, распределение продукции осуществляется по государственным планам.

3)     Административные методы управления экономикой (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение). Главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана.

4)     Финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйственных субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, из которых затем чиновники выделяют бюджетные ассигнования тем, кому нужно.

Централизованная экономика имеет как преимущества, так и недостатки и проблемы. Преимущества данной системы:

- более стабильная экономика;

- дает уверенность людям в завтрашнем дне;

- меньше неравенства в обществе, обеспечивает более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому;

- гарантия минимального жизнеобеспечения всем;

- нет проблемы трудоустройства, позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя порой это все искусственно);

- удобный для многих патернализм (патернализм – всеохватывающая опека народа со стороны государства);

- возможность быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области.

Важный недостаток централизованной экономики – это отсутствие достаточных стимулов к производству. Дело в том, что доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел. Размер получаемых доходов в первую очередь определяется местом, которое занимает человек в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего – главному начальнику. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм, например основанный на вере в светлое будущее. Другой важный недостаток плановой экономики – это диктат производителей над потребителями. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Главная трудность централизованного планирования заключается в расчете необходимого объема производства товаров, ведь невозможно знать все вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана при такой экономической системе происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году. Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия. Понятно, что точность и обоснованность такого плана оставляет желать много лучшего.

Ярким примером стран с командной экономикой служит СССР, а также ряд стран Восточной Европы и Азии.

   Рыночная экономика – это такая хозяйственная система, которая основана на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Такой естественный взаимообмен «дает людям то, чего они хотят, а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы».

Важнейшие черты свободной, рыночной экономики можно свести к следующим шести ключевым пунктам:

1)     Социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на базе частной собственности главными действующими лицами э экономике являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные (частно-государственные) предприятия.

2)     Свобода и материальная ответственность предпринимателей. Именно частная собственность служит в рыночной экономике основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, для кого и сколько производить. Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности.

3)     Свобода выбора экономических партнеров. Потребители, предприниматели и наемные работники выбирают своих экономических партнеров и покупаемые товары и услуги. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю.

4)     Личная выгода участников экономических связей. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности.

5)     Саморегулирование экономики рыночными факторами. Цены свободно складываются, свободная игра спроса и предложения.

6)     Минимум вмешательства государства в экономику.

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; рыночная система не требует большого управленческого аппарата.

Рыночная модель не без недостатков:

- Усиливает неравенство в обществе. Частная собственность на землю и капитал позволяют преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства.

- Вызывает большую нестабильность в обществе. Ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей.

- Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благ: жизнеобеспечение нетрудоспособных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка, освещение улиц и т.д.

- Безразлична  к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе: вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица.

Ряд ученых остро ощущали несовершенство любой системы и искали новые пути к прогрессу. Исправить «погрешности» свободного рынка может лишь государство – единственная социальная сила, способная действовать в интересах всего общества. С этим-то и связано понятие «экономики смешанной», которым чаще всего характеризуют современную социально-экономическую модель многих развитых демократических стран Запада.

    В реальной сегодняшней жизни нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, США, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Характерные черты смешанной экономики:

- большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка (свобода частной инициативы, гарантированное право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли);

- ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежат государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы;

- наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договаривающиеся о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда;

- разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны.

Глава 3. Модели в рамках экономических систем.

   Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Общим во всех моделях является то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства, они все порождены постиндустриальной стадией развития (укрупнение собственности, новая организация труда, увеличение роли человеческого фактора, государственное  регулирование и социальные гарантии населения). Различие моделей определяется количеством ресурсов в стране, историческими традициями, материально-технической базой, социальными и национальными особенностями.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

   Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Главную позицию занимает частный капитал(80 % бюджета США). Развитие этого капитала регулируется правовыми нормами, налоговой системой и различными институтами. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. Вмешательство государства в экономику осуществляется следующими методами: система правительственных заказов, обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, формирование научной и информационной базы; главное воздействие на экономику государства осуществляется через косвенные рычаги (государственный бюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство).

   Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком  развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

   Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования. Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Информация о работе Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития