Экономическая мысль античного мира. Греция, Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:41, доклад

Описание

Основой экономического строя рабовладельческого общества была частная собственность рабовладельцев на средства производства и на работника производства — раба. Рабовладельческое общество — первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме рабов и рабовладельцев, в нем существовали также классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.

Работа состоит из  1 файл

доклад1 4.Экономическая мысль античного мира. Греция, Рим.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Под хрематистикой Аристотель понимал  изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Живя в период более заметного  развития товарно-денежных отношений  в рабовладельческом обществе, Аристотель шел значительно дальше своих  предшественников в анализе этих отношений. Исходя из двоякого понимания  богатства, Аристотель рассматривал продукт как товар, который имеет двоякое назначение: «Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое». Здесь он говорит о двух свойствах товара: об его потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для совершения обмена требуется, чтобы различные вещи были бы однородными и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что  товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Аристотель не вскрыл истинную основу равенства обмениваемых товаров. Он не мог понять, что в основе равенства товаров как стоимостей лежит специфически общественный труд, представляющий собою затрату рабочей силы в физиологическом смысле. Но его заслуга в том, что в основе обмена различных вещей он увидел равенство. «Гений Аристотеля,— писал Маркс,— обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства». Аристотель не раскрыл и не мог раскрыть настоящей основы обмена - стоимости, поскольку в античном мире товарно-денежные отношения не были господствующими общественными отношениями.

Торговлю Аристотель рассматривал в историческом развитии. Он считал, что исходной формой торговли была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары непосредственно, без денег (Т—Т). С появлением денег меновая торговля превращается в товарную - товары обмениваются на товары уже посредством денег (Т—Д—Т). По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли (Д—Т—Д). Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличивать деньги, или, как он выражался, делать деньги, и считал, что она противоречит интересам натурального хозяйства. 
За деньгами Аристотель признает функцию средства обращения и мерила стоимости. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. Он говорит, что тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно — не для тех целей, для которых они созданы.

Экономическая мысль Древнего Рима

 

Древний Рим, как и Древняя Греция, представлял собой классическую форму рабовладельческого общества. Рабовладение здесь достигло огромных размеров и приняло наиболее жестокие формы. Поэтому классовая борьба между рабами и рабовладельцами носила резко выраженный характер. Обострилась также классовая борьба между крестьянством, с одной стороны, рабовладельцами и представителями денежного капитала — с другой.

Экономическая мысль Древнего Рима, как и Древней Греции, направлена к оправданию рабовладельческого строя. Но для экономической мысли Древнего Рима периода разложения и упадка рабовладельческого строя в отличие от экономической мысли Древней Греции характерно проявление тенденций, направленных к отрицанию рабства. Кроме того, в Древнем Риме более ярко выражена экономическая мысль эксплуатируемого класса. Наиболее яркими представителями апологии рабовладельческого строя в древнем Риме были Катон и Цицерон.

 

Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) - крупный землевладелец. В своем сочинении «Земледелие» он выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Идеалом Катона являлось хозяйство, обслуживающее прежде всего свои собственные потребности или производящее преимущественно потребительные стоимости. Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Катон разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать и дрессировать, рекомендовал насаждать рознь и раздоры между рабами, чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Он предлагал содержать рабов в строгости, наказывать за малейшие проступки, кормить и одевать их в зависимости от того, как они работают.

 

Цицерон Марк Аврелий (107—44 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, знаменитый оратор. Он жил в то время, когда Римская империя, объединившая разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торговли и торгового капитала, когда ростовщичество стало одним из источников обогащения римской знати. 
Цицерон, выступая сторонником сельского хозяйства, производящего продукты на рынок, важным источником обогащения считал также крупную торговлю и ростовщичество. Поэтому он был не только идеологом класса рабовладельцев, но и защитником интересов ростовщиков и купечества.

 

Создание огромных латифундий в  Римской империи проводилось  за счет изъятия земли у крестьян, в результате чего исчезало свободное римское население и многие крестьяне и солдаты римской армии оказывались безземельными. Обезземеление крестьян вело к классовой борьбе между патрициями - крупными землевладельцами, и плебеями — крестьянством. Борьба эта нарастала, расширялась и в конечном итоге привела к аграрной реформе братьев Гракхов.

 

Братья Гракхи (Тиберий - 163—132 гг. до н. э. и Гай - 153—121 гг. до н. э.) выражали экономические интересы безземельного и малоземельного крестьянства в их борьбе против крупных землевладельцев. Но они стремились удовлетворить эти интересы при сохранении рабовладельческого строя путем ограничения крупного землевладения. За счет отрезанной у землевладельцев части земли и за счет фонда государственных земель они предлагали наделить землей безземельных и малоземельных крестьян и таким путем обеспечить рабовладельческому строю социальную опору в лице свободного крестьянства.

 

Проект аграрной реформы, выдвигавшийся  Гракхами, предусматривал, что каждый держатель государственной земли имел право сохранить за собой 500 югеров (около 125 га), земли и по 250 югеров на каждого сына, но не более 1000 югеров на семью. Сверх этой нормы земля конфисковывалась и участками по 30 югеров передавалась беднейшим гражданам без права продажи.

 

Проведение этой реформы увеличило  бы количество мелких крестьянских владений и укрепило бы крестьянское землевладение. Будучи направлена против крупного землевладения  рабовладельцев, аграрная реформа Гракхов  выражала чаяния безземельных крестьян Рима. В этом заключался ее объективно прогрессивный характер, хотя по замыслу ее авторов она была призвана укрепить рабовладельческий строй. 

Представителем экономической  мысли древнего Рима периода упадка и разложения рабовладельческого строя  был Люций Колумелла (1 в.). В своей большой работе «О сельском хозяйстве» он подчеркивал низкую производительность труда рабов. Он заявлял, что рабы плохо обрабатывают землю и не заботятся о том, чтобы земля давала высокие урожаи. Труд свободных мелких производителей Колумелла считал более производительным, чем труд рабов. Исходя из преимуществ свободного труда он предпочитал мелкое земледелие, основанное на свободном труде, крупным рабовладельческим латифундиям.

 

Рабы, составлявшие исключительно  важный для античного Рима класс непосредственных производителей материального богатства, подвергались самой жестокой, бесчеловечной эксплуатации. Это заставляло их становиться на путь борьбы со своими эксплуататорами - рабовладельцами. Восстания рабов происходили на протяжении всего существования древнего Рима, принимая все более широкие и острые формы.

 

Экономическая мысль рабов находила свое выражение в тех требованиях, которые выдвигались ими во время  восстаний. Освобождение рабов было главной целью этих восстаний. Крупнейшим восстанием рабов в Риме было восстание под руководством Спартака в 74—71 гг. до н. э. В этом восстании особенно велика была роль Спартака. Он был организатором и вождем этого восстания. Классики марксизма-ленинизма дали высокую оценку восстанию. Спартак, по словам Маркса, является «самым великолепным парнем во всей античной истории. Великий генерал..., благородный характер, real representative (истинный представитель) античного пролетариата». В. И. Ленин писал, что «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад». Спартаковцы потерпели поражение. Однако это восстание способствовало подрыву могущества Рима. Оно стало решающим фактором перехода от рабства к крепостничеству.

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. История экономических учений. Под ред. Н.В.Цхададзе, А.К.Шуркалина.Уч.пособие,ч.1,М., 1998
    2. Ядгаров Я.С. История экономических учений.М., Экономика
    3. http://ecouniver.comeconomik-rasdelistekuz83-yekonomicheskaya-mysl-antichnogo-mira
    4. http://www.forex2.info

Информация о работе Экономическая мысль античного мира. Греция, Рим