Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является анализ государственного долга России как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Были поставлены следующие задачи:
- отобразить теоретические положения государственного долга;
- проанализировать динамику и структуру государственного долга России;

Содержание

Введение____________________________________________________3
1. Государственный долг как важнейший элемент финансовой системы общества__________________________________________
1.1 История государственного долга России____________________
1.2 Понятие и виды государственного долга____________________
2. Анализ и структура государственного долга России___________
2.1 Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008 –
2011 гг.___________________________________________________
2.2 Расходы на обслуживание государственного долга______________
2.3. Стабилизация и управление государственным долгом____________
Заключение__________________________________________________
Список литературы___________________________________________

Работа состоит из  1 файл

гос. долг.doc

— 737.50 Кб (Скачать документ)

1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется"тиски зависимости", на практике это означает фактическое банкротство страны.

Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно- административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования. Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

- финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

- бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

- смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах.

Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском клубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Объем государственного долга с начала 2009 года  и по конец 2011 года увеличится в 1,7 раза за счет роста внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза.

С ростом объемов привлечения государственных заимствований увеличиваются расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга в 2011 году по сравнению с 2008 годом в 1,7 раза и составят 308,1 млрд. рублей.

Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам.

Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
 

 

Список литературы

 

1. Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения //  Экономика  и  жизнь,   2009 г., №2, с 4.

2.  Афонцев  С,  Внешняя   задолженность   России   //   Мировая   экономика

   международные отношения, 2010 г., №7, с 5-18.

3. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс  лекций  для  студентов  высших   учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,2005 г., 478с.

4. Вавилов  А.,  Ковалишин  Е.,  Проблемы  реструктуризации  внешнего  долга   России: теория и практака. // Вопросы экономики, 2009 г., №5, с 78-93.

5. Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация и управление государственным  долгом   России // Вопросы экономики, 2007 г., №12, с 62-81.

6. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления  внешним  долгом   РФ. // Бизнес и банки, 2010 г., №16, с 6-7.

7.  Камаев  В.  Д.,  Учебник  по  основам  экономической  теории,   Москва:

   ВЛАДОС,1996 г., 384 с.

8. Курс экономической теории. // под ред. Чепурина., Москва:АСА,  2003  г.,

   624 с.

9. Курьеров В.   Г.,  Внешнеторговая  политика,  иностранные  инвестиции  и   внешний долг России. // ЭКО, 2010г., №9, с 16-31.

10. Петраков Н., Годзинский А.,  И  с  долгом  расплатиться  и  производство

   оживить. //Экономика и жизнь, 2010 г., №39, с 1.

11. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней  задолженности  России.  //  Деньги  и   кредит, 2011 г., №2, с 94-108.

12. Сидоров М., Брать в долг легко, отдавать трудно. // Экономика  и  жизнь,

   2010 г., №52, с 3.

13. Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru

14.        Министерство финансов Российской Федерации //www.minfin.ru
15.        Счетная палата Российской Федерации //www.ach.gov.ru/bulletins
16.            Официальный сайт Министерства финансов. //www.minfin.ru
17.            Проект программы социально-экономического развития страны. //www.lib.eruditio.ru
 

 

 



Информация о работе Государственный долг РФ