Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание

В 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счёт доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

Содержание

1. Бюджетный дефицит и появление государственного долга. 3-4
2. Что такое государственный долг?
2.1. Государственный долг: содержание и основные формы 4-9
2.2. Обслуживание государственного долга 9-10
2.3. Государственные гарантии – составная часть государственного долга.10-12
3.Особенности государственного долга России.
3.1. Управление государственным долгом России. 12-15
3.2. Формирование внешнего долга. 15-16
3.3. Внешний долг РФ за 2003 год. 16-18
3.4. Внутренний долг РФ. 18-19
4. Последствия государственного долга.
4.1. Тяжесть бремени государственного долга. 19-20
4.2. Роль государственного долга в рыночной экономике 20-21
5. Заключение 22
Литература 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (Эк. теория 1 курс).doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

      Нужно  подумать о необходимости скорейшей  разработки фундаментальной концепции выделения бюджетных средств на возвратной и платной основах. Это позволит не только преодолеть противоречивость и фактическую нелегитимость процедуры предоставления гарантии за счёт средств налогоплательщиков, но и приблизить систему государственных финансов к цивилизованным формам расходов бюджетов всех уровней.

 

3. Особенности государственного долга  России.

3.1. Управление государственным долгом  России.

Существование государственного долга  автоматически подразумевает обязанность  государства по его управлению. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

       Цель  управления заключается в нахождении оптимального соотношения между  потребностями государства в дополнительных финансовых затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

     В основу  управления гос. долгом положены  следующие принципы:

  • безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выполнения дополнительных условий;
  • единства учёта – учёт в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления гос. долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованности – создание максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заёмщика;
  • снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальности – создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы  сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также открывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласности – предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие управления гос. долгом может  рассматриваться в широком и  узком смыслах.

Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает:

    • формирование политики в отношении государственного долга;
    • определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
    • установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
    • выделение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов и т.д.

Определение политики в  отношении государственного долга  и его верхний предел устанавливают  законодательные органы власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление  государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных бумаг. Это регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В её рамках объектами регулирования являются:

    • структура сроков обращения различных долговых обязательств;
    • структура кредиторов (посредством выпуска нерыночных займов, предназначенных для определения групп кредиторов)

Управление государственным  долгом осуществляется с помощью  следующих методов:

·рефинансирования – погашения части гос. долга за счёт вновь привлечённых средств

·конверсии – изменения доходности займа;

·консолидации – превращение части имеющейся части задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего это связано с желание государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

·новации – соглашения между государством – заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

·унификации – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

·отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

·дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга.

Государственный долг может  быть в форме:

1)кредитных соглашений  и договоров, заключённых от  имени РФ как заёмщика с  кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2)гос. займов, осуществлённым путём выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3)договоров и соглашений  о получении РФ бюджетных ссуд  и бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  России;

4)договоров о предоставлении  РФ гос. гарантий.;

5)соглашений и договоров, в том числе международных, заключённых от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Современный внешний  долг складывается из 3 составляющих:

1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на 4 группы.

Первую группу составляет задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида входит в компетенцию Парижского клуба – особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран, являющихся наиболее крупными международными кредиторами.

Вторую группу составляют кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляет Лондонский клуб, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов.

К третьей группе относятся кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.

В четвёртую группу входят кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития)

2.Долги  перед некоторыми странами участницами  бывшего СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

3.Валютный  долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение проводится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

Важным фактором, влияющим на внешнюю долговую политику России, является её членство в Парижском и Лондонском клубах кредиторов. С одной стороны, оно накладывает на нашу страну определённые ограничения, такие, как признание долга бывшего СССР и отказ от части своих долговых активов за поставки вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах даёт России дополнительные возможности по реструктуризации своих внешних долгов. В руках членов Парижского клуба кредиторов находится около 27% величины совокупных обязательств РФ. Возможность реструктуризации долга ему весьма маловероятна. Это связано прежде всего с улучшением экономической ситуации в стране и некоторым ростом её кредитного рынка. В подобных условиях  члены Парижского клуба не видят необходимости в списании части  причитающихся к уплате сумм.

Отношения с Лондонским клубом кредиторов был центральным  моментом в политике управления государственным  долгом России в 2000г., когда достигли договорённости о списании 36,5% основной суммы долга, оценивающейся в 22,2 млрд. дол, и 33%, накопленных по процентам (6,8 млрд.дол.)

 

 

3.2.Формирование  внешнего долга.

Причинам образования внешнего долга России послужили как займы  после 1991г., так и задолженность  СССР, взятая на себя правительством России. Сумму задолженности СССР  точно  установить не просто. По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991г. 95,1 млрд. дол. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. дол.,  иностранным банкам и фирмам – 37,9 млрд. дол. Половина внешней задолженности СССР приходилась на кредиты, 20,5%  были обусловлены расчётами за поставку товаров в рамках СЭВ. На краткосрочную задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчётами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены  на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как  цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000гг. оцениваются на уровне 60 млрд. дол. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.

Таблица 2

 Внешний долг России.

Годы

Внешний долг  (+ долг СССР)

Отношение задолженности к экспорту, %

Отношение задолженности к ВВП, %

Коэффициент фактического обслуживания долга (1)

1994

119,9

(+108,6)

176,6

43,0

7

1995

120,4

(+103,0)

148,3

33,7

9

1996

125,0

(+100,8)

141,1

28,9

8

1997

123,5

(+91,4)

139,9

29,2

8

1998

156,6

(+102,7)

211,9

120,5

13

1999

158,4

(+103,5)

212,0

95,8

13

2000

143,9

(+73,1)

148,2

62,3

10

2001

148,3

(+60,7)

152,0

55,1

15

2002

140,0

140,7

45,3

15

2003

135,0

134,3

40,5

20

2004

130,0

127,8

34,1

16


____________________________ 

(1) – процентное отношение суммы  обслуживания  задолженности к  стоимости экспорта.

Российский долг, образовавшийся вследствие значительных объёмов дефицита федерального бюджета в 1992-1998гг. составил на 1 января 2001г. 50 млрд. дол.. При этом обязательства  по внешним облигационным займам достигают 36,9 млрд. дол. В целом расширился арсенал инструментов управления внешним долгом; при этом продолжается процесс закрепления их использования в нормативных актах. Совершенствование долговых инструментов будет способствовать повышению эффективности управления внешним долгом. Из внешних источников в 2000г. было привлечено 617,6 млрд. руб. В 2000г. погашение внешнего долга составило 658,3 млрд. руб. Из них погашение основной суммы долга по целевым и финансовым кредитам международных финансовых организаций – 90,4 млрд. руб. В 2001г. наблюдается профицит бюджета. При этом источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили 232 млрд. руб.  Нефинансовые кредиты от правительств иностранных государств в 2001г. были получены на сумму 3,2 млрд. руб., от международных финансовых организаций – 8,3 млрд.  Внешние заимствования в форме финансовых кредитов составили 7,5 млрд. руб. Остатки средств федерального бюджета на счетах в иностранной валюте возросли на 33,1 млрд. руб.

 

3.3.Внешний  долг РФ за 2003 год.

Объём внешнего долга РФ в долларовом измерении увеличился на 28,9 млрд. дол. (с 153,2 до 182,1 млрд дол.). За счёт операций всех секторов экономики, включаемых в платёжный баланс (новое привлечение, погашение и прощение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по невыплаченным процентам), его величина приросла на 20,9 млрд дол., в результате прочих изменений( в основном курсовой переоценки) – на 8 млрд долларов.

      По состоянию  на 1 января 2004 года сложилась следующая  долговая структура: 54% (99,2 млрд дол.) приходилось на обязательства органов государственного управления, 4% (7,8 млрд дол.) – на органы денежно-кредитного регулирования, 14% (24,8 млрд дол.) – задолженность банковского сектора, 28% (50,3 млрд дол.) – на нефинансовые предприятия.

      Во внешних  обязательствах органов государственного управления 59% составляла задолженность, принятая на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР (58,1 млрд дол.). Из этой суммы 74% (42,7 млрд дол.) приходилось на долг перед Парижским клубом кредиторов, 6% (3,6 млрд дол.) – на долг перед бывшими социалистическими странами, 2% (1,4 млдр дол.) – на обязательства по ОВГВЗ в части III, IV, V траншей и 18% (10,4 млрд дол.) – на прочие иностранные пассивы, включая задолженность перед странами, не являющимися членами Парижского клуба кредиторов, перед Международным инвестиционным банком, Международным банком экономического сотрудничества и коммерческую задолженность.

Информация о работе Государственный долг и его последствия