Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
В 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счёт доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.
1. Бюджетный дефицит и появление государственного долга. 3-4
2. Что такое государственный долг?
2.1. Государственный долг: содержание и основные формы 4-9
2.2. Обслуживание государственного долга 9-10
2.3. Государственные гарантии – составная часть государственного долга.10-12
3.Особенности государственного долга России.
3.1. Управление государственным долгом России. 12-15
3.2. Формирование внешнего долга. 15-16
3.3. Внешний долг РФ за 2003 год. 16-18
3.4. Внутренний долг РФ. 18-19
4. Последствия государственного долга.
4.1. Тяжесть бремени государственного долга. 19-20
4.2. Роль государственного долга в рыночной экономике 20-21
5. Заключение 22
Литература 23
Казначейский вексель – это основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3,6,12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.
Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.
Особое место в системе
Государственные ценные бумаги занимают определённое место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего они выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т.п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обуславливает экономическую – привлечённые государством ресурсы позволяют ему решить текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т.п.)
Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т.е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому ЦБ правительству, по ссудам ЦБ коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками.
Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заёмщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам – так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.
Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны.
От имени государства
В качестве агента Министерства Финансов часто выступает ЦБ, который, в свою очередь, может уполномочить определённые институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг.
Распространяются облигации
Таблица 1
Структура государственного внутреннего долга РФ
Статья |
На 1 января 2000г., млрд. руб. |
На 1 октября 2000г. | |
Млрд. руб. |
Удельный вес, % | ||
Государственный внутренний долг РФ |
583,6 |
561,3 |
100,00 |
В том числе: 1.Долговые обязательства РФ (всего), включая: |
529,8 |
523,0 |
93,18 |
-облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом |
402,2 |
386,2 |
68,8 |
-облигации федеральных займов с фиксированным доходом |
112,5 |
121,5 |
21,65 |
-государственные |
7,4 |
9,8 |
1,75 |
-государственный |
4,9 |
2,0 |
0,36 |
-облигации нерыночных займов |
2,7 |
3,4 |
0,6 |
-прочие долговые обязательства |
0,1 |
0,1 |
0,01 |
2.Векселя Минфина России (всего) |
27,6 |
27,6 |
4,92 |
3.Прочие виды |
26,2 |
10,7 |
1,9 |
2.2.Обслуживание государственного долга.
Рассмотрим порядок
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путём осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.
Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. По соглашению сторон государственный или муниципальный долг, возникший из купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменён заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заёмным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа. Примером может служить новация по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) и облигациям федеральных займов (ОФЗ) с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.99. Результатом новации является совокупность обязательств по вновь выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России.
В результате новации владельцам ГКО и ОФЗ предоставлены следующие обязательства:
суммы новых обязательств;
Для подтверждения новых обязательств осуществляется выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:
2.3.Государственные
гарантии - составная часть
В Бюджетный кодекс РФ были внесены серьёзные изменения, особенно в части управления государственным долгом и его важной составляющей – государственными гарантиями. В новой редакции Бюджетного кодекса существенно пересмотрены процедуры бюджетного кредитования, предоставления гарантий и в целом вопросы погашения и обслуживания долга.
На мой взгляд,
с принятием Кодекса
По всей
видимости, при наделении
Использование Бюджетного кодекса в действующей редакции затруднено из-за нечётких формулировок, терминологической путаницы. Например, упразднение формы предоставления бюджетных средств на погашение долговых обязательств, предусмотренной в прежней редакции Кодекса(ст.69), не корреспондирует со статьями 86 и 104. Согласно последней, помимо покрытия дефицита бюджета заимствования осуществляются и для финансирования «расходов на погашение государственных и муниципальных обязательств». Кроме того, статья 99 в прежней и новой редакции предписывает всем уровням власти использовать «все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга».
В соответствии с прежней редакцией статьи 92(п.4) Бюджетного кодекса поступления из источников финансирования дефицита бюджета «не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта», а с новой (после внесения поправок статьи 69, 92, 104 и др.) - наоборот, средства из источников покрытия дефицита направляются именно на «погашение государственных и муниципальных долговых обязательств». Разумеется исполнитель обязан следовать генеральной линии законодателя, но когда она в течении одного финансового года становится прямо противоположной, сделать это весьма сложно, если действующий бюджет «свёрстан» под прежнюю «линию».
Поправка
вызвала настороженную реакцию
у потенциальных кредиторов
Терминологическая путаница в Кодексе затрудняет понимание вопроса о погашении долга при бездефицитном бюджете: в этом случае он(ст.92) предписывает привлекать средства «из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга».
Механизм предоставления гарантий, которые являются разновидностью заимствований и включаются в состав долга , прописан весьма туманно. Например, какую сумму от объёма гарантий планировать при формировании расходной части бюджета на будущий финансовый год в случае невыполнения своих обязательств получателем гарантии? Напомним, что в прежней редакции Бюджетного кодекса (ст.113, п.6) в расходной части бюджета предусматривался резерв на обслуживание долга для исполнения обязательств при наступлении гарантийного случая. В новой редакции Кодекса (ст.115, п.7) «исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов». Выполнение этого положения на практике весьма проблематично, поскольку объём бюджетных кредитов строго лимитирован статьёй 76,п.7, а сума средств на финансирование дефицита определяется его объёмом, в который неправомерно включать обязательства получателей гарантий. Для решения проблемы необходимо вернуться к прежней формулировке статьи 113, п.6 о создании в составе расходной части бюджета резерва для исполнения обязательств при наступлении гарантийного случая с конкретизацией верхнего предела, например 30-50% от суммы предоставленных гарантий.