Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание

Исходя из цели данной работы, рассматриваются следующие задачи исследования:
Сущность государственного бюджета;
Примеры государственного бюджета современной России и других стран.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного бюджета…………………………………………..5
1.1. Финансовая система и политика государства………………………………...5
1.2. Бюджетная политика как элемент финансовой политики государства………………………………………………………………………….10
1.3. Бюджет государства и его структура. Дефицит и профицит бюджета……………………………………………………………………………..14
2. Примеры государственного бюджета современной России и других стран............................................................................................................................22
2.1. Анализ государственного бюджета России за 2009 год…………………….22
2.2. Пример государственного бюджета США (1952-2002 гг.)………………….29
2.3. Бюджет Европейского союза (2007-2013 гг.)………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

новый курсовик.doc

— 282.00 Кб (Скачать документ)

23,4  млрд. рублей (-0,19% ВВП) за тот же период 2008 года.

По состоянию на 1 мая 2009 года совокупный объем средств Резервного

 фонда в рублевом эквиваленте составил 3 551,47 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 869,44 млрд.рублей.

В соответствие с приказами  Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 519  и от 5 ноября 2008 года № 540 средства Фонда национального благосостояния были размещены на депозиты в Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в общей сумме 225,0 млрд. рублей. В январе 2009 года на счет по учету средств Фонда национального благосостояния были зачислены доходы от размещения средств фонда на указанных депозитах во Внешэкономбанке в сумме 2,63 млрд. рублей.

В соответствии с приказами  Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 24, от 10 февраля 2009 года № 44 и № 45, от 13 марта 2009 года № 137 в январе-марте 2009 года средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит во Внешэкономбанке в сумме 32,10 млрд. рублей.

Во исполнение постановления  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 955 “О порядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2009 года приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда иностранная валюта на сумму 205,05 млрд. рублей.

Во исполнение постановления  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2008 года № 18 “О порядке  управления средствами Фонда национального благосостояния” в феврале 2009 года приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Фонда национального благосостояния иностранная валюта на сумму 26,92 млрд. рублей.

В марте 2009 года Минфин России приступил к реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 271-р об использовании средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 10 марта 2009 года № 130 в марте и апреле 2009 года осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за валюту Российской Федерации в общей сумме  1 000,00 млрд. рублей и произведено перечисление указанных средств на единый счет федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года № 805 “О внесении изменений в Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда” в марте 2009 года средства Резервного фонда в размере  5,55 млрд. рублей перечислены на пополнение резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее - МВФ).

По состоянию на 1 апреля 2009 года часть резервной позиции  Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила  0,56 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь – апрель 2009 года составил 1,68 млрд. рублей.

Курсовые разницы для  переоценки средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской  Федерации за январь – апрель 2009 года составили:

- для Резервного фонда – 409,00 млрд. рублей.

- для Фонда национального  благосостояния – 215,30 млрд. рублей.

Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

Надо заметить, что  безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономи-

ческого роста и улучшения  жизни населения.

Значительное место  среди бюджетных расходов приходится на так

называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность  к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возросла роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном счете участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание  конъюнктуры и экономический  рост через 

субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производства. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конку-

рентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.

В переходной экономике  России аграрные субсидии государства  направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.

Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную,

политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20-25% ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересованно в стабилизации этого сектора, имеющего значительный удельный вес в общей структуре экономики.

Важное место в бюджете  занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное место  в расходных статьях бюджета  приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого  и вывозимого капитала, стимулируют  экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо

платежного баланса  страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Образовавшийся остаток  доходов правительство может  использовать на не предусмотренные  программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток

в бюджет следующего периода (года).

Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам

не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними  и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда страхования по

безработице, пенсионного  фонда).

В сложных экономических  ситуациях, в которых может оказаться  государство, правительство прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах реформирования экономики  в начале 90-х годов.

 

2.2. Пример государственного  бюджета США (1952-2002 гг.)

В США федеративная бюджетная система во многом схожа с Российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (см. таблица 2).

Таблица 2

Бюджет США (1952-2002 гг.)

                      Годы

Тип бюджета

1952

1962

1972

1982

1992

2002

1

2

3

4

5

6

7

Всего бюджетов:

116807

91237

78269

81831

85006

87576

Федеральных

1

1

1

1

1

1

Штатов

50*

50

50

50

50

50

    Продолжение  таблицы 2

             

Местных:

116756

91186

78218

81780

84955

87525

Графств

3052

3043

3044

3041

3043

3034

Муниципалитетов

16807

18000

18517

19076

19279

19429

Городов

17202

17142

16991

16734

16656

16504

Школьных округов

67355

34678

15781

14851

14422

13506

Специальных округов

12340

18323

23885

28078

31555

35052

* Включая штаты Аляска и Гавайи, получившие статус штатов в 1959.


Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже.   Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 году в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.

 Таблица 3

Расходы федерального бюджета США (1980-2003 гг.)


                                   Годы 

Расходы

1980

1990

2003

1

2

3

4

Всего расходов

590,9

1 253,2

2 140,4

Национальная  оборона

134,0

299,3

376,3

Социальное  развитие

313,4

619,3

1419,6

Образование

31,8

37,2

86,3

Здравоохранение

23,2

57,7

223,1

Бесплатная медицинская  помощь

32,1

98,1

244,7

Помощь малоимущим

86,6

148,7

330,1

Социальная защита

118,5

248,6

478,5

Пенсии и государственная  помощь ветеранам

21,2

29,1

57,1

 Продолжение таблицы  3

1

2

3

4

Экономическое развитие

66,0

126,0

115,2

Энергетика

10,2

3,3

0,7

Полезные ископаемые и окружающая среда

13,9

17,1

30,6

Коммерческий и потребительский  кредит

9,4

67,6

1,3

Транспорт

21,3

29,5

64,2

Региональное развитие

11,3

8,5

18,5

Административные  расходы

52,5

184,4

161,4

Внешняя политика

12,7

13,8

20,7

Сельское хозяйство

8,8

12,0

20,8

Юстиция

4,6

10,0

36,1

Правительственные органы

13,0

10,6

19,0

Прочие

–19,9

–36,6

–50,3

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики