Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
дать понятие государственному бюджету;
изучить структуру государственного бюджета;
показать значение государственного бюджета в современных условиях;
выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

Введение ….………………………………………………………..……….……..
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………

Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….


Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     «Белорусский  торгово-экономический  университет

     потребительской кооперации» 
 
 

     Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Государственный бюджет: источники  формирования, состояние, основные проблемы» 
 

                                                          

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

                                                                

     СОДЕРЖАНИЕ  

Введение ….………………………………………………………..……….……..  

  1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в                     современных условиях …..……………………………………………..………
 
  1. Проблема  дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….
 
 
  1. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………
 

Заключение ………………………………………………………………………... 

Список  литературы ………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. 

           С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. При правильном подходе бюджет объективно является не просто средством государственного экономического регулирования, а также реально влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Таким образом, ни одно государство не может существовать без бюджета. Именно по этому изучение государственного бюджета является важной и актуальной темой.

     Цель  исследования: раскрыть тему курсовой работы.

     Задачи  курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:

    • дать понятие государственному бюджету;
    • изучить структуру государственного бюджета;
    • показать значение государственного бюджета в современных условиях;
    • выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
    • описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

          Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, представляющий собой централизованный фонд денежных ресурсов,  который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.

         Методы, использованные в курсовой работе, такие как метод анализа и синтеза, метод сравнения, социологическая экспертиза экономических преобразований и др.

        Курсовая работа базируется на теоретических исследованиях, периодических изданиях, статистических сборниках, в которых затронут объект исследования. В работе используются данные Закона РБ «О республиканском бюджете на 2010 год» и Закона  РБ «О республиканском бюджете на 2011 год».

        Следует отметить, что данная тема широко и полно описана в экономической литературе. Существует большое количество источников затрагивающих понятие государственного бюджета, структуру, состояние и основные проблемы.

         Курсовая работа включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение, список использованной  литературы. Выполнена курсовая работа на 4 листах компьютерного текста.  

    1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях
 

       История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период.

     В переводе с английского бюджет означает мешок. Когда плата общин в  Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ.  С конца 17 вв. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства            [1, с. 111].

     В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов.  Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан [9, с. 88].

     Будучи  экономической формой  существования реальных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей  общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории [1, с. 112]

     Государственный бюджет – это форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансирования деятельности органов государственной власти.

         Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвазанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов [4, с. 148].

     Как финансовый план, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что  и другие финансовые планы. Однако бюджет имеет ряд особенностей, он отличается:

  • огромными масштабами, исчисляемыми десятками триллионов рублей. Ни один финансовый план, составляемый в стране, не имеет таких масштабов;
  • исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью. Мобильность бюджета достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные назначения [9, с. 94].

     В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства. Основными считаются две формы государственного управления: унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада и т.п.) – три звена: федеральный; членов федерации (штатов, кантонов, республик); местные. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные (областные, городские, районные, сельские и поселковые) бюджеты.

     Важнейшими  принципами построения бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности.

       Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов. Государство должно иметь лишь один бюджет. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации, статистической отчетности. Единство основано и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образования целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.

     Требование  единства дополняется принципом  полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

     Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

     Бюджет  должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами. Учитывать результаты глубокого анализа исполнения бюджетов, финансовых планов ведомств за прошедший период, прогнозные оценки. Мировая практика использует моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год, более длительные периоды, а также их корректировку в течение бюджетного года в связи с изменением конкретных обстоятельств.

     Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета (прежде всего через налоги, сборы), как и направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей, а также направлении бюджетных ассигнований. Бюджет и отчет о его исполнении за предшествующий период публикуется в печати, и таким образом становятся гласными объем доходов и расходов, основные источники поступлений, направления расходов на текущий год.

     Состояние и исполнение бюджета предполагает соблюдение определенных правил. Прежде всего, устанавливается бюджетный год – период, в течение которого существует данный бюджет. Он равняется 12 месяцам, но начинается в разное время: в Великобритании, Японии, Канаде – с 1 апреля; в Швеции и Норвегии – с 1 июля; в США – с 1 октября; в Беларуси, как и в ряде других стран - совпадает с началом календарного года [20, с. 133)].

     Бюджет, как экономическая категория, выполняет  следующие функции:

  • распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.);
  • контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств);
  • регулирующую (охватывает государственное регулирование и стимулирует развитие экономики);
  • социальную (финансовое обеспечение социальной политики государства) [5, с. 5].

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы