Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне. Основными объектами являются государственного регулирования являются экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, социальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь. В курсе лекций «Государственное регулирование национальной экономики» отражены важнейшие методы, формы и система регулирования в условиях белорусской модели развития. В «Макроэкономике» Лемешевского И.М. изложены инструменты и модели государственного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….…3
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………….………………………….…26

Работа состоит из  1 файл

Общая.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

       В процессе формирования социально ориентированной  модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней  периода необходимо:

       создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики  в республике;

         при достаточно высоком удельном  весе государственного сектора  экономики обеспечить его безболезненное  функционирование в рыночной  среде;

       сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;

         сочетать рыночный механизм регулирования  с вмешательством государства  в социально-экономические процессы;

         создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

       Значительное  присутствие государства в сфере  непосредственного производства товаров  и услуг связано с еще одной непростой ситуацией - низкой эффективностью государственных предприятий. Как правило, это вызвано отсутствием мощных стимулов, характерных для частного предпринимательства. Руководители государственных предприятий в меньшей степени заинтересованы в результатах деятельности своих структур. Это оказывается дополнительным бременем для государственного бюджета.

       С государственным регулированием экономики  связано также такое явление  как поиск политической ренты (выгоды). Поскольку поиск политической выгоды обходится фирмам дешевле традиционных форм конкурентной борьбы, то такого рода давление на властные структуры имеет широкое распространение как в виде легальных форм (лоббирование), так и в виде теневых отношений (коррупция госаппарата). Политическая рента становится мощным фактором сращивания государственного аппарата и теневых структур.

       Проблемой государственного регулирования экономики  в Республики Беларусь является также то, что политический бизнес-цикл (вызванный периодичностью избирательных кампаний и временем полномочий органов власти) становится существенным фактором макроэкономических колебаний. Политические деятели стремятся к тому, чтобы с помощью инструментов фискальной и монетарной политики сделать так, чтобы к моменту выборов сложилась благоприятная социально-экономическая ситуация. Ясно, что такие действия не всегда оправданы с точки зрения логики развития самой экономической системы.

       И наконец, государственное вмешательство  может создать проблему дисбаланса между свободой человека, прежде всего экономической, и принуждением. Нарушение прав человека при избыточном присутствии государства в экономике может стать слишком высокой и неоправданной платой даже за эффективную экономику. Для государственного  регулирования экономической деятельностью применяются ряд нормативно-правовых актов. Таких как  Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» и др.

       Закон Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.

         Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из этого закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

         Этот закон действует на всей  территории Республики Беларусь  и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках.

       Целью Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» является обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику.

       Со  стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

       Не  случайно одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии  является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге – созданием безбарьерной деловой среды. Главный принцип в этой сфере: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо. [16]

       Таким образом, существует множество противоречий и проблем во всестороннем государственном регулировании экономикой. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Современная экономика представляет собой систему смешенного типа, в которой рыночный механизм дополняется различными формами государственного вмешательства. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводственного процесса. Государственное регулирование было и остается существенным фактором общественного развития.

            1. В целом трудно переоценить роль государства в экономике.  Оно  создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от  угрозы

со стороны  монополий,  обеспечивает  потребности  общества  в  общественных

товарах, обеспечивает социальную защиту  малообеспеченных  слоев  населения,

решает вопросы  национальной  обороны.  С  другой  стороны,  государственное

вмешательство может в некоторых случаях  заметно ослабить  рыночный  механизм и принести заметный  вред  экономике  страны. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

       Современная Беларусь находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Прежде всего это диктуется спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы. Положение сильно осложняется экономическим кризисом, тем, что не решены многие актуальные социальные проблемы.

       Необходимость вмешательства государства в  экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой  рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и  ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной научно-технический прогресс, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

       2.  Государство  располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

       Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

       3. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

       Во  всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит  от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач.

         Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений, во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в-третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.

         Подводя   итог   всему   вышесказанному,   следует    отметить,    что первостепенной задачей всего государственного механизма является  достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику. 
 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Антонова, Н.Б.Государственное регулирование  национальной  экономики: курс лекций / Н.Б.Антонова, О.Б.Хорошко. – Минск:Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009 – 198 с.
  2. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И.Базылев. – Минск: Соврем.шк., 2007. - 288 с.
  3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб.пособ.длястуд.,обуч.по спец.060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»/Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова [ и др.]. – Санкт-Петербург: Питер,2009 – 552 с.
  4. Воронин,А.П. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов вузов, обуч. на неэкон. спец. и направ./ А.П.Воронин.- Москва: Экономика, 2010. – 189 с.
  5. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А.Пелих[ и др.]; под общ.ред. С.А.Пелиха. – Академия при Президенте Республики Беларусь – Минск: Право и экономика, 2010. – 229 с.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник /под общ.ред. В.И.Кушлина. – Москва:Издательства РАГС, 2010. – 615 с.
  7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-экон.аспект: курс лекций / И.М.Лемешевский. – 2 –е изд.,перераб.и доп. – Минск: ФУАинформ,2006. – 544 с.
  8. Мальгина, И.В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учебное пособ. для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки  кадров по специальностям «Государственное и местное управление», «Государственное управление национальной экономикой» / И.В.Мальгина. – Минск:Академия при Президенте Республики Беларусь,2010. – 174 с.
  9. Макроэкономика: учеб.пособие / А.В.Бондарь[ и др.];  под общ. ред. А.В.Бондарь. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.
  10. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей, учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп./под общей ред. Э.А.Лухотиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442с.
  11. Макроэкономика: учебник / И.В.Новикова[и др.]; под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2010. – 384 с.
  12. Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./ Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ.Беларусь/ под ред.Я.М.Александрович и др. – Мн.:Юнмпак. – 200 с. 
  13. Национальная экономика  Беларуси: учебник для студентов экон. спец.вузов / В.Н. Шимов.3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009 – 751 с.
  14. Основы государственного управления: IX Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых (Минск, 6 апреля  2006 года): доклады и сообщения; под общ.ред. И.И.Ганчеренка. - Минск:Академия при Президенте Республики Беларусь,2006. – 223 с.
  15. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" и мероприятия по её выполнению /Директива Президента  Республики   Беларусь от 31.12.2010 г. №4.
  16. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
  17. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики: учебное пособ.для студентов вузов по эконом.спец. / В.Л.Тамбовцев. – Москва: Инфра-М, 2009 – 156 с.
  18. Экономический словарь / ред. Азрилиан, А.Н.  – 2-е изд. – М.:Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.
  19. Шишкин, С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект: монография / С.Н.Шишкин. – Российская Академия наук, Институт государства и права. – Москва: ВолтерсКлувер, 2010. -  246 с.

Информация о работе Государственное регулирование