Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие  сущности государственного регулирования  экономики на макроуровне. Основными объектами являются государственного регулирования  являются  экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала,  занятость, денежное обращение, платежный баланс,  цены, условия конкуренции,  социальные отношения, социальное обеспечение,  подготовка и переподготовка кадров,  окружающая среда, внешнеэкономические связи.
       Задачами  работы являются:
       1. Отражение необходимости макроэкономического  регулирования экономики;
       2. Исследование основных направлений  и инструментов государственного  регулирования экономики;
       3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
       Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и  методическая литература, а также  периодические издания, посвященные  экономике Республики Беларусь. В курсе лекций «Государственное регулирование  национальной экономики» отражены важнейшие методы, формы и система регулирования в условиях белорусской модели развития. В «Макроэкономике» Лемешевского И.М. изложены  инструменты и модели государственного регулирования.
Введение……………………………………………………………….…………….…3 
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5 
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9 
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19 
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………….………………………….…26
 
       2. 
Основные направления 
и инструменты 
государственного 
регулирования экономики 
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий.
В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. Главной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение главной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с главной образуют дерево целей [3,с. 236].
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [16].
       В 
системе методов  государственного 
регулирования экономики 
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
Косвенные методы выступают в следующих формах:
Основными формами административных методов являются:
Определение оптимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).[3,с.237]
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:
       Центральным 
звеном в финансово-кредитной системе 
является бюджет. Он представляет собой 
централизованный фонд денежных ресурсов, 
которым располагает 
       По 
сути, бюджет — это годовой финансовый 
план формирования и использования 
денежных средств государства или соответствующих 
административно-
Бюджет выполняет три основные функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства; экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику.
       С 
этой целью в процессе формирования 
различные методы (налоги, влияющие на 
развитие производства, спрос и предложение 
на отдельные виды услуг, товаров, работ; 
прямое бюджетное финансирование общегосударственных 
программ субсидирование отдельных отраслей, 
предприятий для выравнивания экономических 
условий; выдача беспроцентных и льготных 
кредитов, гарантий для банковских ссуд; 
создание за счет бюджетных ресурсов особых 
фондов и резервов для поддержки предпринимательства, 
предупреждения диспропорций в развитии 
экономики. Доходы бюджетов формируются 
за счет налогов, обязательных платежей 
и иных поступлений. В бюджеты могут поступать 
дотации, субвенции, субсидии, а также 
заемные средства. Расходы бюджетов определяются 
программами социально-экономического 
развития республики и соответствующей 
административно-
       Важнейшими 
регуляторами бюджетного регулирования 
являются: уровень централизации 
средств в бюджете; соотношение 
между республиканским и 
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой Национального Банка, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют три 
направления кредитно-
· контроль над банковской системой;
· регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
· регулирование государственного долга.
       Целью 
государственного контроля над банковской 
системой является укрепление ликвидности 
финансово-кредитных 
       Регулирование 
объема кредитных операций и денежной 
эмиссии применяется для 
Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны.
Государственное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [19, с.37].
Также государственное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
Цель государственного регулирования агропромышленного комплекса - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.
Регулирование агропромышленного комплекса осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим.
Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования агропромышленного комплекса в Беларуси являются:
Также одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Цены регулируют все процессы, протекающие в макроэкономике. Цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах.
       На 
уровень и динамику цен влияют 
денежная, налоговая и