Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне. Основными объектами являются государственного регулирования являются экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, социальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь. В курсе лекций «Государственное регулирование национальной экономики» отражены важнейшие методы, формы и система регулирования в условиях белорусской модели развития. В «Макроэкономике» Лемешевского И.М. изложены инструменты и модели государственного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….…3
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………….………………………….…26

Работа состоит из  1 файл

Общая.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

 

       2. Основные направления  и инструменты  государственного  регулирования экономики 

       Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических  процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.   Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий.

       В качестве объекта регулирования  выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. Главной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение главной  цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с главной  образуют дерево целей [3,с. 236].

       Основной  целью социально-экономического развития Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [16].

       В системе методов  государственного регулирования экономики центральное  место занимают экономические методы, которые  включают в себя

  • Методы прямого государственного регулирования;
  • Методы косвенного государственного регулирования.

       Прямые  методы выступают в следующих  основных формах:

  • Целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);
  • Государственные закупки
  • Функционирование государственного сектора экономики.

       Косвенные методы выступают в следующих  формах:

  • Денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
  • Бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
  • Ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
  • Внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

       Основными формами административных методов  являются:

  • Антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием  доминирующих производителей);
  • Введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные);

       Определение оптимально допустимых  параметров жизни населения (гарантированный  минимум заработной платы, пособия  по безработице).[3,с.237]

       В системе мер государственного регулирования  экономики можно выделить относительно самостоятельные, но в то же время  тесно увязанные между собой  направления:

  • планирование, программирование и прогнозирование;
  • финансово-кредитное регулирование;
  • антимонопольное регулирование;

       Центральным звеном в финансово-кредитной системе  является бюджет. Он представляет собой  централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство  страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов.

       По  сути, бюджет — это годовой финансовый план формирования и использования  денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития РБ и соответствующих административно-территориальных единиц.

       Бюджет  выполняет три основные функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства; экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику.

       С этой целью в процессе формирования различные методы (налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ; прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий; выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов    [8,с. 92].

       Важнейшими  регуляторами бюджетного регулирования  являются: уровень централизации  средств в бюджете; соотношение  между республиканским и местными бюджетами; дефицит бюджета; соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг.   [3,с. 251]

       Основу  финансово-кредитного регулирования  экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой  комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой Национального Банка, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют три  направления кредитно-денежного  регулирования:

       · контроль над банковской системой;

       · регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;

       · регулирование государственного долга.

       Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности  финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять  требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

       Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия  на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Государственный долг регулируется через покупку  или продажу государственных  обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных  инвесторов.

       В большинстве стран мира для кредитно-денежного  регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

       Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

       Валютный  курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны.

       Государственное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [19, с.37].

       Также государственное  регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер.  Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

  • обеспечение и сохранение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
  • контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения);
  • защита интересов потребителя;
  • защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

       Меры  антимонопольного регулирования в  зависимости от складывающейся на рынке  ситуации могут быть чрезвычайными  или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

       Цель государственного регулирования агропромышленного комплекса - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.

       Регулирование агропромышленного  комплекса осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим.

       Важнейшими  принципами формирования системы государственного регулирования агропромышленного  комплекса в Беларуси являются:

  • поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
  • государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • сохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности;
  • использование преимущественно экономических методов в системе государственного регулирования;
  • воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
  • приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.   [2, стр. 219]

       Также одно из главных мест в системе  государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

       В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Цены регулируют все процессы, протекающие в макроэкономике. Цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах.

       На  уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая  политика. По способу установления и степени регулирования органами государственной власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулирование цен может осуществляться в различных формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен, предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам, регламентации отдельных элементов цены (прибыль, надбавки, наценки). Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг.

Информация о работе Государственное регулирование