Государственное регулирование в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:48, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является моделирование социально-экономических процессов, механизмы реализации и перспективы развития в условиях переходной экономики Республики Казахстан. Основные принципы моделирования показаны на основе формирования социально-экономической модели занятости.

Содержание

Введение.........................................................................................................5

Глава I. Теоретические аспекты социально-экономических моделей за-

нятости в условиях переходной экономики................................7

§1. Модели занятости в развивающихся странах............................7

§2.Государственное регулирование занятости в промышленнораз-

витых странах ................................................................................15

Глава II. Формирование социально-экономической модели занятости в

условиях переходной экономики Республики Казахстан.........31

§1. Правовые аспекты моделирования занятости в Республике Ка-

захстан..............................................................................................31

§2.Проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казах

стан...................................................................................................35

§3.Основные принципы формирования социально-экономической модели занятости на современном этапе развития экономики

Республики Казахстан ...................................................................45

§3. Main principles of formation socio economic model of emploуmen

at the present stage of economy development in the Republic of Ka-

zakhstan............................................................................................53

Глава III. Перспективы развития социально-экономической модели за-

нятости в Республике Казахстан...................................................60

§1.Реализация социально-экономической модели занятос-ти.......................................................................................................60

§2. Перспективы моделирования социально-экономических про-

цессов...............................................................................................74

Заключение...................................................................................................84

Список использованных источников.........................................................91

Приложение..................................................................................................94

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.DOC

— 274.50 Кб (Скачать документ)

     Социально-экономические условия в 1990—1998 гг., определяющие демографическую ситуацию республики, характеризуются как глубокий кризис, масштабы  которого  оценены  выше. Накапливающаяся критическая масса недостатков и дефицитов вызывает социальные деформации. В ряде областей Республики Казахстан появились признаки необратимых отрицательных явлений, связанных со значительным снижением рождаемости и столь же значительным ростом смертности. Положение здесь в определенной мере могло бы поправить положительное сальдо миграции, т.е. превышение численности въезжающих над выезжающими.   Однако  данные   по миграции, приведенные выше, свидетельствуют об обратном: из-за резкого ухудшения условий жизни постоянного населения крупные финансовые и материальные затраты по приему и обустройству реэмигрантов вызывают негативную реакцию  населения  соответствующих регионов республики, сводят к нулю ожидаемый эффект и в некоторой степени ускоряют обратный отток населения из этих регионов и из республики в целом.

     Опираясь на это предварительное обсуждение, рассмотрим содержание и структуру модели региональной занятости.

     Эта модель представляет совокупность взаимосвязанных математических выражений, позволяющих рассчитывать занятость по отраслям экономики, областям, территориально-экономическим регионам и в целом по республике. В ней прямые прогнозные расчеты на расчетный год сочетаются с имитационными оценками. Такой прием позволяет более полно учесть накапливающиеся изменения и наметившиеся тенденции, что в определенной степени повышает реалистичность прогноза.

     В связи с системной перестройкой экономики, отмеченной выше, а также новыми тенденциями в структуре занятости и в характере демографических процессов, база    модели    оказалась ограниченной 1990-1998 годами. Прогнозу, таким образом, подлежат показатели на 1999-2000 годы. Расчет по модели производится в три этапа. Первый этап - расчеты для областей республики и города Алматы; второй - свод по территориально-экономическим зонам и третий - свод по республике. Все показатели численности приводятся в среднегодовом исчислении, в тыс. человек, а оценочные коэффициенты - в процентах. Расчеты по областям и городу Алматы осуществляются в едином порядке вычислительных операций.

     Первым   шагом    является   прогнозирование параметров внешних по отношению к модели показателей на 1999 - 2000 гг. на основе динамики соответствующей информации за предыдущий, базовый период. Расчеты для прогнозируемого года (1996, 1997 и 1998 гг.) проводятся по республике в целом, ее крупным регионам (Северный, Центральный, Южный, Западный и Восточный), либо по отраслям национальной экономики (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, народное образование и пр.).

     Таким образом определяются оценочные коэффициенты рождаемости, смертности, миграции, доля трудовых ресурсов в общей численности населения, доля учащихся – в численности трудоспособных, доля занятых в негосударственном секторе экономики, коэффициент склонности к трудоустройству через государственную службу занятости, доля трудоустроенных в численности обратившихся в государственную службу занятости, коэффициент безработицы и группа коэффициентов, определяющих структурные сдвиги, т.е. изменения удельного веса численности занятых в данной отрасли по отношению к общей численности занятых 1999 годы для государственного сектора экономики. Этот блок расчетов позволяет получить показатели, характеризующие систему занятости по республике, регионам и отраслям, взятым в целом.

     На втором этапе выполняются расчеты основных показателей народонаселения, т.е. работает демографический блок модели. По тем же самым группировочным признакам (республика, крупный регион, область, отрасль) для каждого года определяется численность постоянного населения, количество родившихся и умерших в течение года, сальдо миграции, численность трудовых ресурсов. Результаты расчета этого блока характеризуют трудоспособное  население  как  воспроизводимый   фактор   производства. Конечный результат расчетов этого блока модели - численность трудовых ресурсов, являясь важным самостоятельным показателем, выступает также исходной информацией для третьего, экономическою блока модели.

     Третий, экономический блок, характеризует трудоспособное население как ограниченный производственный ресурс, который посредством рыночного механизма распределяется по основным направлениям и сферам экономического использования: производство, домашнее и личное подсобное хозяйство, учеба.

     В этом блоке модели по тем же группировочным признакам определяется численность занятых в государственном и негосударственном секторах общественного производства в целом, а также по отраслям государственного сектора экономики, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, учащихся с отрывом от производства. Этот блок модели позволяет отслеживать движение трудового потенциала республики и его основные структурные составляющие. При этом все категории лиц без определенных занятий отнесены к занятым в домашнем хозяйстве. Результатом расчетов данного блока являются показатели, имеющие также самостоятельное значение: они же служат исходной информацией определения численности лиц, не входящих ни в одну из обозначенных здесь групп, т.е. на занятую часть трудоспособного населения, предъявляющую спрос на рынке труда. Эта информация передается в следующий, четвертый блок модели.

     Четвертый, последний, блок модели осуществляет расчет параметров: фиксированного рынка труда и выдает данные по контролю уровня безработицы. При этом определяются численность лиц, обратившихся в государственную службу занятости в течение года; трудоустроенных при посредстве государственной службы занятости; оставшихся нетрудоустроенными; iризнанных безработными. После этого определяется коэффициент безработицы как отношение среднегодовой численности безработных к среднегодовой численности трудовых ресурсов. Таковы общие принципы работы модели.

     В результате экономического анализа системы занятости, рынка труда и отдельных его сегментов, обсужденного в первой и второй главах настоящей работы, выявляются следующие ограничительные  oсловия, определившие рамки функционирования данной модели и оценки значимости результатов на расчетный период 1999-2000гг.

     1. Сохранится тенденция к сокращению естественного прироста населения как за счет снижения рождаемости, так и за счет увеличения смертности в результате относительного старения населения.

     2. Сохранится отрицательное сальдо миграции по большинству регионов, хотя интенсивность оттока населения может снизиться при условии реализации мер по социальной     и     экономической стабилизации.

     3. Вследствие экономических причин сохранится тенденция к сокращению численности учащихся с отрывом от производства.

     4. Произойдет существенный рост численности занятых в негосударственном секторе экономики за счет малой приватизации и основания новых частных предприятии, развития сферы услуг.

     5. Государственный сектор занятости (включая предприятия, подлежащие массовой приватизации) останется основным сектором общественного хозяйства, хотя его роль как потребителя незанятых трудовых ресурсов существенно снизится.

     6. Государственная служба занятости способна в целом проконтролировать поток граждан, пожелавших обратиться к ее услугам.

     7. В течение прогнозного периода уровень безработицы будет приближаться к естественному уровню по мере достижения экономической стабилизации.

     Указанные допущения упрощают процесс прогнозирования и повышают реалистичность прогнозов. В большинстве случаев оказалось достаточным сохранить сложившиеся тенденции изменения показателей в силу большой инерционности их движения. Исключение составляют показатели распределения занятых между государственным и негосударственным сектором экономики, как, впрочем, и показатели самой занятости, которые в значительной мере зависят от реализации программ экономической стабилизации. Но пока ход экономических процессов остается в расчетных пределах, поэтому нет необходимости корректировать работу данной модели.

     С использованием данной модели рассчитан перспективный баланс трудовых ресурсов в следующих показателях.

     Степень занятости в государственном секторе национальной экономики в 1999-2000 годах останется на исходном уровне, рост же численности занятых в негосударственном секторе может вырасти к 2000 году в 1,1 раза по сравнению с 1998 годом (см. Приложение 7). Численность учащихся будет продолжать сокращаться, их доля в общей численности трудоспособных в 2000 году составит 6,7 процента против 7,8 процента в 1997 году. Численность занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, начиная с 1999 года, будет постепенно сокращаться по мере реализации намеченных социальных программ. В региональном разрезе занятость в государственном секторе незначительно возрастет, в негосударственном секторе ожидается удвоение численности занятых; наиболее существенное возрастание занятости в государственном секторе, в 3,4 раза, ожидается в Центрально-Казахстанском регионе; с численностью учащихся и занятых в домашнем и подсобном хозяйстве ситуация такая же, как и по республике в целом.

     В условиях нулевого сальдо миграции, что окажется возможным при достижении ранее заявленных политических и социально-экономических целей, эмиграция в 2000 году не превысит 15-20 тыс. человек, или 0,3 процента по сравнению с 1991 годом.

     Становится очевидным, что государственный сектор утрачивает доминирующее значение на рынке труда, уступая приоритет сектору негосударственному: к 2000 году он удвоится по сравнению с 1998 годом.

     Дефицитность   государственного и скудость местных бюджетов, которые, очевидно, не удастся преодолеть в расчетном периоде, отразятся на уровне занятости в отраслях социальной инфраструктуры - здравоохранения, образования, культуре и пр. В этих отраслях общее сокращение численности занятых в 2000 году по сравнению с 1998 годом составит порядка 130 тыс. человек. При этом наиболее   значительное   сокращение ожидается в Западном Казахстане (38 тыс. человек) и Южном Казахстане (около 43 тыс. человек).

     Численность трудоустроенных в 2000 году (см. Приложение 4) превысит 140 тыс. человек против 130,7 тыс.  в 1992 году. Предложение будет превышать спрос в соотношении - с 2,7 человека, желающих на одно вакантное место в 1998 году, до 4,4 - в 2000 году. Наиболее неблагополучными в этом отношении будут Западно-Казахстанский регион (3,2 и 5,2 человека на одно место, соответственно), Северный и Восточный (2,7 и 5,0) и Южно-Казахстанский (2,7 и 5,0).

     Следует иметь в виду, что данные по численности занятых отражают информацию по безработице, проходящую через государственные центры занятости, которая, как было отмечено во второй главе настоящей работы, составляет 20 - 30 процентов от ее реального уровня. Следовательно, реальный уровень безработицы в 2-3 раза выше официально заявленного.

     Таким образом следует, что реализация предложенной социально-экономической модели занятости поможет государству решить одну из острейших проблем переходной экономики, связанную с безработицей. Предложенные меры позволят преодолеть информационную недостаточность, повысить степень регулируемости движения рабочей силы, перейти от мер пассивных к активным, упреждающим мерам воздействия на конъюнктуру рынка труда.

     Все это указывает на эффективность моделирования социально-экономических процессов в условиях перехолной экономики. На его необходимость в данное время. 

     На основе данной главы можно утверждать, что для реализации социально-экономической модели занятости необходимо осуществить ряд мероприятий по активизации инструментов формирования. Инструментами формирования модели занятости должны стать следующие факторы: это активизация деятельности центров занятости, развитие малого и среднего бизнеса, возрождение агропромышленного комплекса.

     Одним из главных инструментов формирования является поддержка малого и среднего предпринимательства. Становление предпринимательства в Казахстане в первые годы протекало с большим трудом. Но, тем не менее, при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства в настоящее время оно становится заметным явлением в жизни общества и занимает все более устойчивые позиции в сфере обеспечения занятости.

     Происходящие в республике процессы реструктуризации и реформирования крупных государственных предприятий привели к значительному сворачиванию объемов производства и в некоторых случаях- к ликвидации отдельных крупных предприятий. Этот процесс, соответственно, привел к снижению уровня занятости населения и оттоку трудовых ресурсов из государственного сектора экономики в частный.

     Представляется, что существенная компенсация ликвидированных рабочих мест на гигантских предприятиях производится за счет создания новых рабочих мест в секторе частного, в том числе и малого бизнеса. Удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе к 2000г. по прогнозам должен составить 12% от трудоспособного населения. Но это все еще будет мало по сравнению с развитыми странами, где удельный вес составляет до 80-85%.

Информация о работе Государственное регулирование в Казахстане