Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития , концентрации производства и капитала . Необходимость , превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей , с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики . В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства .

Содержание

Введение

1.Государственное регулирование экономики (ГРЭ)

1.1)Границы государственного регулирования 9

1.2)Субъекты экономической политики 14

1.3)Цели государственного регулирования экономики 17

1.4)Методы государственного регулирования и способы

вмешательства государства в экономические процессы 18

1.5)Основные сферы государственного вмешательства 28

1.6)Государственное экономическое программирование как высшая форма государственного регулирования 42

1.7)Разгосударствление и его формы 43

2.Государственное регулирование экономики в США и России

2.1)Государственное регулирование экономики в США 46

2.2)Государственное регулирование экономики в России 52

2.3)Сравнительный анализ


Заключение

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

      Итак , в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной , но и  отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями , т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными , вторичными , третичными и т.д.

      Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно . Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач , выступающих на передний план . В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры .  

      Методы  государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы .

        Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) -- при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) -- административный, директивный.

      Экономические средства .

      Если  отвлечься от промежуточных, смешанных  вариантов, то при первом способе  рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подьему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.

      Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике . Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики .

      Основные  экономические средства – это :

  1. Регулирование учетной ставки (дисконтная политика , осуществляемая центральным банком) ;
  2. Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке ;
  3. Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств , торговля ими и погашение .

      При помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении . По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела .

      Административные  средства .

      При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение обьема производства - главная цель . Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

      Административные  средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового  ущерба . Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета , разрешения и принуждения .

      Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах . Их сфера действия ограничивается в основном  охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения . Однако в критических ситуациях их роль возрастает , например , во время войны , критического положения в экономике .

      Îäíàêî в условиях рыночной экономики íè ðûíî÷íûé, íè öåíòðàëèçîâàííûé ñïîñîáû ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè íå ñóùåñòâóюò в чистом виде . Âîçìîæíû ëèøü ïðèîðèòåòû òîãî èëè èíîãî ñïîñîáà ðåãóëèðîâàíèÿ. Íî îäíî ÿñíî, ÷òî ïîñòîÿííîå îáíîâëåíèå òåõíèêè è òåõíîëîãèè, ðàñòóùèé äåôèöèò ñûðüÿ è ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåñóðñîâ, îáîñòðåíèå ýêîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì ñóùåñòâåííî ïîâûøàþò ðîëü ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè. Òåïåðü ïðîáëåìà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñ îäíîé ñòîðîíû, óñèëèòü öåíòðàëèçîâàííîå íà÷àëî ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñîõðàíèòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü (à â ñëó÷àå ñ áûâøèìè ñîöèàëèñòè÷åñêèìè ïðåäïðèÿòèÿìè -- ðàñøèðèòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü) ïðåäïðèÿòèé.

      Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного  начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

      Если  под централизацией понимать систему  карточного распределения ресурсов и продукции, доведение всех показателей  работы вплоть до предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства. примером тому являются бывшие социалистические страны.

      Экономические и административные методы взаимосвязаны . Так , любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку контролируется той или иной государственной службой . Например , денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше , чем будет принято решение о ее повышении . В свою очередь , в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле , что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы . Прибегая к прямому контролю над ценами , государство создает для производителей особый экономический режим , вынуждает их пересматривать производственные программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса , а также соотношение между его объемом и суммой сбережений .

      В то же время экономические и административные средства противоположны . Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов , которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения . Когда , допустим , государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам , владелец денежного дохода видит в этом признак того , что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону , чтобы достичь целей регулирования .

        Напротив , административные средства  существенно сужают свободу экономического  выбора , а порой сводят ее к  нулю . Это случается там , где  администрирование выходит за  экономически обоснованные границы  , обретает черты тотальности  , перерождается в административно - командную систему .

      Вместе  с тем административные меры , подавляя индивидуальную экономическую свободу , вполне оправданы , если они используются в тех случаях , когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом . Существуют области , где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму .

      Для того, чтобы централизация оправдывала  возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через приобретение государством собственности на средства производства, законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

      Теперь  рассмотрим способы вмешательства  государства в экономические  процессы . Существуют два способа  вмешательства: прямое и косвенное .

      Прямое  вмешательство.

      К прямому вмешательству относятся следующие меры : развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей .

      Государственный сектор экономики .

      Во  всех промышленно развитых странах сушествует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государственный сектор представляет собой  комплекс хозяйственных объектов , целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам . Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма , включая почту , частично транспортную службу , изготовление оружия , и т.д.

        Его размеры могут служить  критерием экономической роли  государства . Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в Германии, Бельгии и Голландии.

      Во  всех промышленно развитых странах  становление и развитие государственного сектора происходило практически  в одних и тех же отраслях. Значительная часть государственного сектора  -- это объекты инфраструктуры , в большинстве своем нерентабельные . Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях , где требуются большие инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная . Речь идет, как правило, об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.  

      В самом деле, основной капитал в  случае возникновения осложнений не может быть легко переведен из одной отрасли в другую. Его  нельзя легко уменьшить в случае безработицы или падения деловой активности, если он только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается все больший контроль со стороны отдельных предприятий над сбытом продукции ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для этих отраслей гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен. Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли основного капитала. Поэтому прямое государственное вмешательство стало необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.

      Рентабельность  государственных фирм , как правило , ниже , чем частных . Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных государственно - частных фирм и компаний . Существование в условиях рыночного хозяйства секторов , которые в своей деятельности руководствуются несколько другими принципами , отличающимися от принципов частных фирм , позволяет использовать государственный сектор  для решения общегосударственных задач , повышения прибыльности частного сектора .

        Монопольная прибыль , а зачастую и прибыль вообще , не является первостепенной целью деятельности государственного сектора  в инфраструктуре , энергетике , сырьевых отраслях , в подготовке и переподготовке кадров и т. д. , так как высоких прибылей от этих отраслей никто не требует , а убытки покрываются из бюджета . Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например , почтово - телеграфных) , электроэнергии и сырья , снижая , таким образом , издержки в частном секторе .

      Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования . Так , в условиях кризиса , ухудшения конъюнктуры , когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в государственный сектор , как правило , растут . Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы . Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике . Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно .

Информация о работе Государственное регулирование экономики