Госсектор в различных экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования государственного сектора экономики и пределы его развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические концепции развития государственного сектора экономики 6
1.1. Сущность государственного сектора экономики. 6
1.2. Сравнительный анализ доли государственного сектора в экономике разных стран. 11
Глава 2. Особенности развития государственного сектора экономики в России. 14
2.1. Управление государственным сектором экономики. Основные результаты 14
2.2. Регулирование государственного сектора экономики финансовыми рычагами 18
2.3. Пределы развития государственного сектора экономики. 24
Глава 3. Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана 28
3.1 Земли в государственной собственности в России и РБ 28
3.2 Эффективное использование земельных ресурсов принадлежащих государству в РБ 31
3.3 Пути развития эффективного использования земельных ресурсов в РБ 34
Заключение 37
Библиографический список 39

Работа состоит из  1 файл

государственный сектор в разл. эконом. сист. ГОТОВ (3).doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     Разница между ВВП и ВНП  называется чистый факторный доход из-за рубежа и может быть положительной или отрицательной.

     GNP  =  GDP +YF                                                         (4)

     или    

     GNP = C + I +( X - M) + Yf                                              (5) где

     Yf -   чистый факторный доход, то есть доход, полученный из-за рубежа с использованием резидентных факторов производства  за вычетом использования части дохода на оплату нерезидентных факторов производства.

     Источниками измерения ВНП являются:

     а) количество ресурсов имеющихся в  распоряжении экономики,

     б) эффективность с которыми работают производственные факторы,

     в) изменение количества применяемых  в производстве ресурсов.

           Темп роста с  которым растет реальный ВНП называют темпом роста экономики. Подсчитано, что если ВНП растет на 2%, то его размер удвоится через 35 лет. 

       Для отражения суммы валового  объема производства и трансфертов  из-за рубежа используется понятие  валового национального располагаемого дохода (ВНРД). Поскольку чистые трансферты могут быть отрицательными (то есть выплаты трансфертов могут превышать поступления трансфертов), то величина ВНРД (GNDI) может быть меньше, чем величина ВНП.[5]

     GNDI = GNP +  TRF = C + I +( X - M) + Yf + TRF          (6),

     номинальный ВВП за какой-либо год равен объему конечного производства товаров и услуг за этот год, выраженного в ценах текущего года. Реальный ВВП отражает то же количество конечных товаров и услуг, но их стоимость при этом измеряется в неизменных ценах базового года. Изменения номинального ВВП могут быть вызваны изменениями цен и/или объемов. Изменения реального ВВП отражают изменения объема конечного производства. 

Глава 3. Трансформация аграрного сектора России и Башкортостана

     3.1 Земли в государственной собственности в России и РБ

     Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

     Учитывая  федеративное устройство России и существование  двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной  собственности существует в виде:

     федеральной собственности и

     собственности субъектов РФ (субъектной).

     На  каждом уровне правомочия владения, пользования  и распоряжения распределены между  законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

     Объектом  права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

     С развитием права государственной  собственности связывается сложная  проблема ее разграничения на право  федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

     Политическая  поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

     Данный  подход реализован при определении  правового режима некоторых категорий  земель. Так, Водный кодекс РФ исходит  из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного  фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

     Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

     При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

     Данное  противоречивое положение порождает  интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto , но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

     Земли, находящиеся в государственной  собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

     Предусмотрено, что управление федеральной и  субъектной собственностью осуществляете  соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

     3.2 Эффективное использование земельных ресурсов принадлежащих государству в РБ

     По  данным государственного учета, земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 14 294,7 тыс. га [16].

     Более половины общего земельного фонда Республики Башкортостан составляют земли сельскохозяйственного  назначения, которые систематически используются или пригодны к использованию для производства сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения являются основным ресурсом аграрной сферы экономики и средством производства продуктов питания и сырья. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в 2008 г. по сравнению с 1990 г. сократилась на 560,1 тыс. га, что привело к значительному сокращению ресурсного потенциала аграрной сферы экономики республики. При этом на 460,7 и 310,3 тыс. га увеличилась площадь земель населенных пунктов и особо охраняемых территорий и объектов. Претерпели  изменения площади земель лесного фонда и запаса, они сократились на 153,2 и 59,9 тыс. га. Сократились площади земель предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения, а также водного фонда и запаса, соответственно на  75,6,  3,1 и 59,9 тыс. га.[16]

     Изменения в структуре земельного фонда  произошли в связи с предоставлением  земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, возвратом неиспользуемых и рекультивированных земель промышленными предприятиями, расширением черты населенных пунктов по распоряжениям Правительства Республики Башкортостан.

     В составе земель сельскохозяйственного  назначения преобладают сельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья — это земельные угодья, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Значительное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения привело к существенному изменению площади сельскохозяйственных угодий.

     За 1990—2008 гг. произошло значительное сокращение сельскохозяйственных угодий и пашни. Если в 1990 году площадь сельскохозяйственных угодий республики составляла 7159,4  тыс. га, то в 2008 году 6702,4 тыс. га, таким образом, площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 457 тыс. га. Площадь пашни — основного средства производства сельскохозяйственной продукции за этот период сократилась на 1151,2 тыс. га. Сокращение площади пашни в основном было связано с проводимой в республике работой по залужению деградированной пашни и переводом ее в кор мовые угодья, в результате чего увеличилась площадь сенокосов и пастбищ на 317,6 и 292,4 тыс. га.[16]

     Землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, 1 января 2008 года фактически использовалось 7 129,8 тыс. га, или 49,9% общего земельного фонда республики [16]. Основными пользователями этих земель являлись сельскохозяйственные организации, а также граждане, занимающиеся сельскохозяйственным производством, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства.

     Количество  используемой землепользователями  земли из года в год сокращалось, с 1990 года по 2008 год оно сократилось  на 78,8 тыс. га. Основными землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством,  остаются сельскохозяйственные организации. При этом площадь используемых сельскохозяйственными организациями земель сократилась на 2 042,9 тыс.га. Количество используемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями земли возросло от нуля до 661,6 тыс. га в 2005 году и в последующем  стало сокращаться, в 2008 году составило 501,9 тыс. га. Площадь используемой личными подсобными хозяйствами земли в 2008 году достигло 150 тыс. га, прирост за рассматриваемый период составил 31,3 тыс. га.[16]

     В Российской Федерации в начале 1990-х  годов была начата земельная реформа. Приоритетным направлением ее развития были выбраны создание частной собственности на земельные ресурсы и формирование на этой основе более эффективно функционирующих крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом не были учтены специфические особенности земли как главного и основного ресурса сельского хозяйства и всего агропромышленного производства, выступающего активным фактором производства продовольствия и биологического сырья для перерабатывающей промышленности. Эти особенности земли, как многофакторного ресурса, которым в экономической и хозяйственной практике мало придают внимания, такие:

     — земля не создана трудом человека, это дар природы, по Марксу: «не произведенное средство производства», а активная часть основных производственных фондов;

     — она имеет определенное местонахождение  и недвижима, в отличие от других средств производства и материально-технических ресурсов;

     — она ограничена по площади как  объект сельскохозяйственного назначения и использования. Причем, в условиях перехода к рыночным отношениям площади  сельхозугодий и, прежде всего, пахотных земель в расчете на душу населения  и в абсолютных размерах, из года в год заметно сокращаются, что не всегда является оправданным в экономическом и социальном плане;

Информация о работе Госсектор в различных экономических системах