Формы предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 02:04, реферат

Описание

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Содержание

Введение

1 Содержание и признаки предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства
2 Виды, субъекты и формы предпринимательства
3 Государственная поддержка предпринимательства
4 Оценка эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в РБ
4.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь
4.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Belarus.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

В то же время было бы непростительным упущением сводить суть ком­бинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Пред­приниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечиваю­щих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный ме­ханизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности по­ставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает долж­ного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспре­деления ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "прин­ципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования меха­низма распределения ресурсов.

 

1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности

 

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имуще­ственный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельно­сти. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат пред­принимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представля­ется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому раз­личного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности пред­принимательский доход представляется в форме экономической прибыли, вы­ступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизиро­вать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвер­галась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выра­жаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не мо­жет не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию це­левых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В ко­нечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпри­нимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освое­ние нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира пред­принимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них до­пустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является ис­точником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эф­фективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стре­мится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравнове­шивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разреше­ние этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в ко­нечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетво­ренность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.

 

1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства

 

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночно­го хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещае­мых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное со­держание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, осо­бенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сфе­рой приложения предпринимательства становятся отрасли материального про­изводства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства ста­новится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности по­влекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нема­териальной деятельности, динамичности и социализации производства устано­вила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предприни­мательской деятельности становится не приспособление к меняющимся услови­ям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйство­вания выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Пред­принимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее пол­но, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью стано­вится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой ус­тойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что преду­сматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.

По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догма­тах христианства печать морально-этической неполноценности предпринима­тельской деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, на­правленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональ­ное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предприниматель­ской деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его приоб­ретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную рабо­ту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе

 

 

     Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

                       производственную;

                       коммерческую;

                       финансовую;

Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

В сознании многих советских людей сложился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об  антиобщественной, нетрудовой и противозаконной деятельности, прозванной в народе спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.

В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли реализуют по повышенным ценам товары, которые должны  продаваться по государственным ценам. В этом случае предприниматель получает дополнительную плату за реализацию данной продукции, а по существу взятку за продажу дефицитного товара [1].

Подобная деятельность должна преследоваться и наказываться. Но несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяет провести чёткую грань между законной и противозаконной коммерцией.

Коммерческое предпринимательство включает:

               найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;

               приобретение, закупку товара для последующей продажи;

               найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;

               привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий возврат кредита с процентами;

               получение или приобретение необходимой информации для успешного планирования, оформления, регулирования сделки;

               реализацию товаров и получение прибыли;

               реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным финансовым органам.

Финансовое предпринимательство относится к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает в качестве финансового товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.

Подобная форма предпринимательства пригодна в основном предпринимателей предприятий, а не для отдельных граждан, хотя в будущем она может  получить широкое распространение в стране.

Предпринимательство может осуществляться:

                   без образования юридического лица;

                   с образованием юридического лица;

                   без использования наёмного труда;

                   с использованием наёмного труда.

Право распоряжаться государственной формой собственности соответствующим министерствам и ведомствам и ведомствам республики. Но государство и его органы не несут ответственности по обязательствам государственного предприятия. Предприятие, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Однако предприятие любой формы собственности равно как любой предприниматель несёт ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причинённый в результате его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Государственная поддержка предпринимательства

 

В республике гарантируется:

                       право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;

                       защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;

                       научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

                       страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Информация о работе Формы предпринимательства в Республике Беларусь