Формирование рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Как экономическая категория, рынок труда долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между капиталом и трудом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Рынок труда и рабочая сила. 5
1.2 Виды труда и трудовой деятельности. 6
1.3 Безработица и ее виды. 8
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 15
2.1 Этапы формирования российского рынка труда. 15
2.2 Современное состояние безработицы в России. 18
2.3 Государственное регулирование рынка труда. 22
2.4 Перспективы развития рынка труда. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - копия.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

Среди безработных 29,1% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 34,4% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы составила 40,7%, среди  городских - 30,2%.

В численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2012 г. их численность по сравнению с мартом 2011 г. увеличилась на 70 тыс.человек, или на 5,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,8% - от 20 до 24 лет, 16,2% - от 25 до 29 лет.

В марте среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,3%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,2%.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

 

 

 

Рис. 2.3 Безработица по федеральным  округам.11

 

2.3 Государственное регулирование  рынка труда.

Государственное регулирование рынка  труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных  и других мер.

В настоящее время существует четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1. Программы по стимулированию  роста занятости трудовых ресурсов  и увеличению числа рабочих  мест в государственном секторе  экономики.

2. Программы по подготовке и  переподготовке работников.

3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию  безработицы (пособие по безработице).

Ключевое значение в государственном  регулировании рынка труда имеет  программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию  их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

  1. пособия по безработице;
  2. финансовая помощь безработным;
  3. помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т.д.).

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование  рынка труда, к нему относятся  денежно-кредитная, налоговая и амортизационная  политика государства.

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Важное значение в регулировании  рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда – одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.12

 

Законодательное регулирование занятости  и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

Решение о признании граждан  безработными принимается центром  занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Размеры пособий по безработице  дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

    • уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%;
    • уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
    • гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Правительство РФ установило размер минимального и максимального пособия  для лиц, признанных безработными. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2012 году составляет – 850 рублей, максимального - 4 900 рублей.13

Продолжительность периода выплаты  пособия по безработице не может  превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем  занятости и безработицы в  Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального  развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости населения (биржи труда).

 

2.4 Перспективы развития рынка труда.

Перспективы развития российского  рынка труда до 2020 г., изложены в  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»14, разработанной Минэкономразвития России.

Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе, по мнению специалистов Минэкономразвития России, будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период до 2020 года более чем на 10%. Серьезное значение, в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

В то же время, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Высокий уровень квалификации российских работников так же вносит свой вклад в развитие данной тенденции.

Удорожание трудовых ресурсов и  конкуренция за их наиболее квалифицированную  часть предъявляют новые требования к поиску механизмов поддержки конкурентоспособности  как отдельных предприятий и отраслей, так и российской экономики в целом. В то же время инновационная экономика невозможна без внятных и прозрачных правил функционирования рынка труда, за исполнением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора.

Цель государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе - создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.

Внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда будет способствовать:

    1. выявлению положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу;
    2. повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер (в том числе величины и профессионально-квалификационной структуры предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, а также определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах).

 

Достижение поставленных целей  будет осуществляться посредством решения следующих задач:

    1. Повышение гибкости рынка труда и стимулирование легальной трудовой деятельности.
    2. Развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов.
    3. Создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры.
    4. Формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения.

Сложившийся в настоящее время  и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между  спросом и предложением рабочей силы обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда, а также является препятствием для полного выравнивания уровней заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики.

Еще одна задача Концепции по развитию рынка труда - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости  и эффективности использования  труда, в том числе за счет повышения  территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов.

Сегодня государственное поощрение  внутренней трудовой миграции довольно низкое, т.к. государство чрезвычайно  скудно помогает внутренним мигрантам.

 

Ключевая проблема российского  рынка труда - низкие темпы создания рабочих мест, утверждают участники экспертной группы, работающей по заданию правительства над «стратегией-2020».

Эксперты предложили два сценария развития ситуации: инерционный - сохраняет  в среднесрочной перспективе  основные тенденции и модернизационный - предполагает проведение структурных реформ по всему институциональному полю, включая институты рынка труда.

Предлагаемые меры можно выразить формулой: «переход от защиты действующих  рабочих мест к защите работников на рынке труда». А ключевой мерой  они считают снижение издержек увольнения при условии обеспечения равного и обязательного для всех выполнения (или «инфорсмента», такой термин используют эксперты) законов о труде.

Российская экономика нуждается  в резкой интенсификации создания рабочих  мест во всех секторах экономики, но если нет спроса на продукцию, то и труд людей, ее производящих, никому не нужен. Модернизационный сценарий потребует существенного изменения механизмов социальной защиты, расширения целевой группы участников программ профессиональной подготовки и переподготовки. Потребуется создание научно обоснованной системы оценки эффективности, а службам занятости придется вести базу данных не только безработных, но и работников. Реализован модернизационный сценарий может быть лишь при проведении комплексного пакета экономических реформ, а его осуществление будет постепенным.

Реформы, затрагивающие функционирование рынка труда, требуют значительной политической воли и сопряжены с  рисками, требуют серьезной технической  проработки и комплиментарных  мер в других сферах экономики и социальной политики, а потому требуют времени. В условиях же отсутствия модернизации экономики модернизация рынка труда малореальна - на нее нет спроса. Если российская экономика избежит серьезных макроэкономических шоков, выбор инерционного сценария представляется им наиболее вероятным.

Вероятность инерционного сценария очень высока. При этом сохранятся основные тенденции последнего десятилетия: спрос на труд останется подавленным и вялым, неформальная занятость будет нарастать, рост производительности труда будет слабым, социальная защита останется избирательной, высокий уровень неравенства сохранится. При этом самые общие показатели занятости и безработицы останутся крайне благоприятными, а возможности для профессиональной реализации и полноценного использования человеческого капитала останутся ограниченными.15

 

 

Подведем итоги:

Формирование рынка труда в  России происходило в несколько  этапов. Первый этап: с XVII века до 1860-х годов – трудовые отношения в условиях капиталистического хозяйства. Второй этап: с 1860-х по 1917гг. – возникновение рынка труда из-за разложения феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. Третий этап: с 1917 по 1929 гг. – регулируемый рынок труда в первые годы советской власти. Четвертый этап: с 1930 по 1991 гг. – ликвидация рынка и обеспечение полной занятости. Пятый этап: с 1991 по 1998 гг. – восстановление рынка труда в период рыночных преобразований. Шестой этап: с 1999 года – по настоящее время – развитие эффективного рынка труда в связи с экономическим подъемом.

Информация о работе Формирование рынка труда в России