Формирование и использование госбюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:32, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении и изучении вопросов сущности, формирования и использования государственного бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру государственного бюджета;
- изучить порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета субъекта РФ,
- рассмотреть основные проблемы госбюджета России.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 76.53 Кб (Скачать документ)

Первым этапом бюджетного процесса является его составление  исполнительными органами власти. Составлению  бюджета предшествует разработка планов-прогнозов  развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный  финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое  развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Не

посредственная работа по составлению проекта бюджета  проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными  органами. [6,с.9]

       При этом используются различные методы:

-метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет;

-нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета;

-экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.  
Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.    ааааааСледующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправления. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами. [7]

 

        1.3. Структура государственного бюджета.  

Бюджетная система в первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В  унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный  бюджет и многочисленные местные  бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная  система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в  России); местные бюджеты. Государственная  бюджетная система Российской Федерации включает: 

-Федеральный бюджет; 

-21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89); 

-Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.  
Бюджетную систему Российской Федерации можно представить в виде схемы:  
Бюджетная система Российской Федерации. 

Свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  образует понятие "Консолидированный  бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной  системы и не утверждается законодательным органом власти. 

Важной самостоятельной  частью бюджетной системы России как суверенного государства  является федеральный бюджет (первый уровень бюджетной системы РФ), который формируется за счет отчислений из бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно он обеспечивает централизацию  части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет происходит перераспределение национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении  проекта бюджета учитываются  не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления  избранной экономической политики.  
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. [8.с.40]

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2005 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов: 

налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным  ставкам в соответствии с действующим  законодательством ;  
НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;  
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;  
акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;  
лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;  
подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;  
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;  
платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством; платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов; лесного налога - в размере 100 процентов доходов;  
платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;  
налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;  
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.  
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований. [9,с.308]

Отдельное, не менее важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Местные бюджеты  составляют третий уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 

За последние годы на местные  бюджеты были переложены, дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой  до 60 % от суммы налогов, собранных  в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный  бюджеты, а собственные расходы  покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. И так, собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %, сельских районов - 11,8 %, сельских поселений - 5,8 %. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %. Отсюда следует, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

. первый уровень - федеральный  бюджет Российской Федерации  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

. второй уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

. третий уровень - местные бюджеты  (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). [10.с.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Доходная и  расходная части бюджета.

 

Как и любой другой, государственный  бюджет состоит из доходной и расходной  части. Рассмотрим их по отдельности. 

 

2.1.Доходы государственного бюджета.

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. 

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые поступления. Экономическая  сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью  первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. 

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых  реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. 

Выделяют следующие основные виды налоговых доходов: 

-налоги на прибыль, доход, прирост капитала; 

-налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 

-налоги на совокупный  доход; 

-налоги на имущество; 

-платежи за пользование природными ресурсами; 

-налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.  
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности . 

Информация о работе Формирование и использование госбюджета в России