Формирование доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:38, реферат

Описание

Главным направлением социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения. Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Главным направлением социально.docx

— 26.16 Кб (Скачать документ)

Главным направлением социально-экономического развития белорусского государства является повышение  общественного благосостояния, улучшение  уровня и качества жизни населения. Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение  роста реальных денежных доходов  как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики. 

Одним из основных способов  является государственная политика доходов. 

 В своей работе  я рассматриваю политику доходов,  которая применяется в нашей  стране. Описываю методы и результаты  данной политики. 

Так же рассматриваю способы получения дохода, государственные  способы влияния на заработную плату  и на благосостояние человека в общем. 

Данная работа довольно простым и ясным языком описывает  политику доходов, применение которой  позволила нам за десятилетие  добиться стабильного уровня дохода и уверенности в завтрашнем дне.

ГЛАВА 1 

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ, ЕЁ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ, И 

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.1          

 Политика доходов.

Политика доходов (Incomes policy) - политика контроля инфляционных процессов путем ограничений роста заработной платы и других видов доходов.

Политика доходов - одно из направлений адаптационной  антиинфляционной борьбы. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран  проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению  роста заработной платы. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. 

Политика доходов  является дополнением к денежно-кредитной  политике и налоговой политике, включает специальные мероприятия по контролю над ценами и зарплатой, в ходе которых предпринимаются меры по стимулированию роста доходов и  занятости с тем, чтобы обеспечить стабильность цен в условиях высокого уровня занятости в экономике 

Политика доходов  является антиинфляционной политикой, которая не затрагивает совокупный спрос. Изменения совокупного спроса непосредственно связаны с изменениями  цен. 

Методы осуществления  политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут  быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного  согласия работодателей и работников при участии правительства, что  не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства 

В прогнозируемом периоде  основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого  роста уровня жизни населения  и сокращение бедности.  

Для достижения цели необходимо: 

· обеспечить рост денежных доходов населения и их реального  содержания как условия повышения  платежеспособного спроса населения; 

· значительно повысить размер заработной платы как основного  источника формирования денежных доходов  населения и важного стимула  трудовой активности населения; 

· повысить роль государственных  минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования  налогообложения доходов граждан,  

· обеспечить повышение  защищенности социально уязвимых слоев  населения, проведение пенсионной реформы. 

Государство с помощью  налоговых, бюджетных, кредитных и  административных мер осуществляет перераспределение доходов в  целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения  эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства  в перераспределении доходов  и финансировании общественного  сектора зависят от некоторых  объективных социально-экономических  условий:  

• размера внутреннего  валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;  

• покупательной  способности национальной валюты;  

• демографической  ситуации;  

• исторически сложившихся  функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры  органов власти и полномочий каждого  уровня власти;  

• доли теневой экономики  в ВВП.  

В рыночной экономике  государство сочетает меры прямого  и косвенного регулирования доходов  и заработной платы. К мерам прямого  регулирования относятся:  

• установление ставок налогообложения для физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;  

• единая тарифная сетка  оплаты труда работников бюджетной  сферы;  

• утверждение размера, порядка начисления и расчета  пенсий и пособий и пр.;  

• индексация доходов  и сбережений.  

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:  

• эмиссию денег;  

• контроль над инфляцией  и валютным курсом;  

• налоговые льготы благотворительным организациям, а  также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные  цели;  

• налоговые льготы малому предпринимательству;  

• тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.  

В частном секторе  государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его  нормативные акты носят рекомендательный характер. 

Важным условием эффективной политики доходов и  заработной платы является определение  оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В  рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов - от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.  

Политика доходов  и заработной платы оказывает  непосредственное воздействие на мотивации  и ценностные ориентации, отношение  к труду. Она играет важную роль в  развитии обратных связей государства, общества и индивидов. 

Примером же данной политики в нашей стране является представленная в “Приложении №1”  и “Приложении №2” информация. Данная информация показывает действия нашего государства направленные на повышение качества жизни, а точнее установление минимальной заработной платы, что, как сказано выше, является методом политики доходов. 

 

1.1 

Механизм осуществления  политики доходов

Механизм осуществления  политики доходов и заработной платы  многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.  

Рыночное регулирование  доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.  

Государственное регулирование  доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они  составляют основной механизм перераспределения  доходов.  

Социальный трансферт - это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических  и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.  

Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны  граждан как получателей доходов  и собственников имущества. Важнейшим  налогом с физических лиц является подоходный налог. 

Государство также  оказывает влияние на доходы населения  с помощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального  хозяйства. В этом случае социальные трансферты могут приобретать форму  натуральных доходов.  

Политика доходов  и заработной платы строится с  учетом издержек перераспределения  доходов, включающих затраты на осуществление  самого перераспределения и его  влияние на эффективность производства. Издержки перераспределения доходов  должны быть минимизированы, чтобы  повышение уровня и качества жизни  одних граждан не наносило ущерба другим.  

Механизм политики доходов и заработной платы должен обеспечивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших  банков и т.д., установить ответственность  за нанесение убытков и порядок  их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о  защите вкладов населения и другими  нормативно-правовыми актами. 

Государственное регулирование  доходов и заработной платы включает взаимодействие ряда институтов. К ним относятся законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение, государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы (установление государством минимальной заработной платы, участие вместе с профсоюзами и объединениями работодателей в разработке генеральных и отраслевых соглашений), бюджетное финансирование социальных трансфертов, деятельность государственных внебюджетных социальных фондов, порядок привлечения средств физических и юридических лиц для решения социальных проблем, система льгот для них и для предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность.

1.3 Государственная  политика в области формирования  и регулирования доходов граждан

 В политике  денежных доходов населения государство  руководствуется двумя основными  подходами:  

создание условий  для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для  себя и своих семей; обеспечение  надежной социальной защиты и поддержка  нетрудоспособных и тех категорий  населения, которые по объективным  причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни. 

Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим  фактором стимулирования трудовой активности работников. 

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим  принципом организации системы  оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы  за равный труд. Это достигается  на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и  Единую тарифную сетку. Тем самым  обеспечивается одинаковый подход при  формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального  уровня, сложности и общественной значимости их труда.  

При этом предприятия  могут самостоятельно устанавливать  системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и  размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством. 

Заработная плата  работника зависит от отработанного  рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических  стандартов, трудовой дисциплины и  индивидуальными размерами не ограничивается. 

Информация о работе Формирование доходов