Формационный подход к изучению экономической истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:16, реферат

Описание

Одной из центральных проблем изучения истории человеческих обществ является формирование систематизированных представлений относительно направления и динамики исторического процесса, факторов, определяющих исторические изменения, и критериев оценки их значимости. Всё это в концентрированном виде выражается, прежде всего, в периодизации исторического процесса - выделении его этапов как принципиально отличающихся друг от друга качественных состояний общества, связанных преемственностью исторического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Общественно экономическая формация……………………………..4
Схема формаций:
1)Первобытнообщинная………………………………………………6
2)Рабовладельческая…………………………………………………..7
3)Феодальная…………………………………………………………..8
4)Капиталистическая………………………………………………….10
5)Коммунистическая…………………………………………………..11
Экономические отношения……………………………………………16
Формационный подход………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

основной реферат мой.docx

— 49.17 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

« ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ »

 

 

 

 

 

«Реферат по Экономической истории на тему: Формационный подход к изучению экономической истории»

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы ЭУТ

№ 10-ЭУТк-205

                                                                                                      Кузминас Н.А.    

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление:

Введение………………………………………………………………..3

Общественно экономическая  формация……………………………..4

Схема формаций:

1)Первобытнообщинная………………………………………………6

2)Рабовладельческая…………………………………………………..7

3)Феодальная…………………………………………………………..8

4)Капиталистическая………………………………………………….10

5)Коммунистическая…………………………………………………..11

Экономические отношения……………………………………………16

Формационный подход………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из центральных проблем  изучения истории человеческих обществ  является формирование систематизированных  представлений относительно направления  и динамики исторического процесса, факторов, определяющих исторические изменения, и критериев оценки их значимости. Всё это в концентрированном  виде выражается, прежде всего, в периодизации исторического процесса - выделении его этапов как принципиально отличающихся друг от друга качественных состояний общества, связанных преемственностью исторического развития.

 

Наиболее целостную и  систематизированную научную картину исторического развития предлагает формационный подход к изучению истории. Его появление связано с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Согласно этой теории понятие «общественно-экономическая формация» означает общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, соответствующей определенному уровню развития материального производства. 

Исходя из формационного  подхода, всемирная история рассматривается как совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен «пройти» ряд общественно-экономических формаций. Таким образом, всё существовавшее в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам – общественно-экономическим формациям, которые последовательно сменяют друг друга. Сложившаяся в рамках формационного подхода отечественная традиция выделяет пять типов формаций:  
- первобытнообщинная; 
- рабовладельческая; 
- феодальная; 
- капиталистическая; 
- коммунистическая.  
Сам К. Маркс говорил о трех общественных формациях: первичной, вторичной и третичной, которые обозначены им как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включал азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный (капиталистический) способ производства. 

Таким образом, формация выступает  как определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.

 

Общественно –  экономическая формация

Общественно-экономическая формация  - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечными формами. В своих исследованиях К.Маркс пытался обнаружить исторические закономерности в смене типов социальной системы. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческого общества. Формация - это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

В теоретико-методологическом плане  понятие общественной формации Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать  как идеальный тип. В связи  с этим М.Вебер считал марксистские категории, в том числе категорию  общественной формации, "мысленными конструкциями". Это прием теоретического мышления, который позволяет на понятном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. К.Маркс называл такие конструкции "чистым" типом, М.Вебер - идеальным типом. Суть их в одном - выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.

Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы  следующие структурные и динамические элементы:

1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может  составлять общественную формацию, но только совокупность многих  стран;

2. Тип формации определяется  не религией, искусством, идеологией  и даже не политическим режимом,  а ее фундаментом - экономикой;

3. В самой экономике надо выделить  центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит  ваша или соседняя страна;

4. Таким элементом выступают  производственные отношения, а  в них - отношения собственности;

5. Надстройка всегда вторична, а  базис первичен, поэтому политика  всегда будет только продолжением  экономических интересов страны (а внутри нее - экономических  интересов господствующего класса);

6. Все общественные формации, выстроенные  в последовательную цепочку, выражают  прогрессивное восхождение человечества  от низших ступеней развития  к высшим;

7. Если в жизнь страны не  вмешиваются чужеродные факторы,  то она, или представляемое  ею общество, в своем развитии  должны пройти все ступени,  не перепрыгивая и не пропуская  ни одной формации.

 

 

 

 

Первобытнообщинная формация

 

Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья  и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили  человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял  и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем  владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся  род, все члены которого были связаны  кровнородственными связями. Из родовых  общин образовались впоследствии племена  и племенные союзы.

 

Первобытный человек был  крайне слаб перед лицом стихийных  сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые  в совместном труде продукты распределялись между всеми членами рода или  племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью  и распределение находились в  соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе  рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все  члены общины принимали посильное  участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически  здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами  первобытного коллектива не было. Их сознание формировалось в борьбе с суровой  природой. Объяснение природных явлений, непонятных и грозных сил (гром, молния, зной, холод, наводнение и т. п.) принимало  мифологическую форму. На основе подобного  объяснения мира возникли различные  формы ранней первобытной религии. Вместе с тем в общественное сознание входили простейшие нормы и правила  обязательного для всех поведения. Это были зачатки первобытной  нравственности и морали. Любые их нарушения строго преследовались. Возникло также первобытное искусство. До наших дней сохранилось немало образцов наскальной живописи и рисунков, изображавших эпизоды охоты, земледелия, боевые схватки, элементы религиозного культа и т. д.

 

 

 

 

Величайшим шагом вперед в развитии первобытной техники  и всего производства явилось  использование огня. С его помощью  люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать  гончарные изделия, а затем выплавлять металлы и создавать железные и бронзовые орудия труда и  оружие. Это привело к гигантскому  скачку в развитии производительных сил. Одним из его следствий явилось  быстрое расселение людей из областей их первоначального обитания в теплом тропическом поясе по всей поверхности  земли, включая суровые и труднодоступные  области.

 

Развитие производительных сил сопровождалось разделением  труда. Появились племена, занимавшиеся по преимуществу охотой или собиранием растительной пищи. Произошло разделение скотоводческого и земледельческого труда. Выделились ремесла: оружейные, гончарные, сапожные и т. д. В результате этого между различными первобытными общинами возник обмен продуктами труда.

 

Около 6 тысяч лет назад  развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить  несколько больше продукции, чем  необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в  пище, одежде и жилье. Появилась возможность  сохранять и накапливать эти  излишки. Они сосредоточивались  в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки  для накопления богатств и возникновения  имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а  это означало, что возникли зачатки  новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал  складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала  свои возможности, и объективный  ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление  на классы и классовое общество.

 

Рабовладельческая формация

 

Рабовладельческая формация - общественно-экономическая формация  - тип общества, в котором экономический базис  представляет собой целостную систему отношений частной и личной собственности рабовладельца на раба (его жизнь и рабочую силу), средства производства  и предметы потребления. 

 

Основное противоречие рабовладельчества - противоречие между общественным характером производства и полным присвоением  рабовладельцем трудящегося (раба) как  личности и как рабочей силы.

Развитие производительных сил при рабовладельчестве приводит к накоплению прибавочного труда  у класса эксплуататоров, к обострению из-за этого основного противоречия рабовладельчества и, как следствие, к обострению классовой борьбы, охватывающей не только класс рабов, но и неимущие классы свободных граждан. Результатом  этой борьбы является феодальная революция - превращение рабов в крепостных. Рабовладельческий строй побеждается  феодализмом, т.к. обеспечивает более  высокую трудовую заинтересованность и производительность труда.

 

Феодальная формация

 

Слово «феодализм» имеет  сложное происхождение: позднелат. feodum, feu-dum, древнегерм. fihu, fehu - поместье, имущество, скот, деньги, od - владение. В основе феодальных производственных отношений лежит полная частная собственность на важнейшие средства производства, главным образом землю, и неполная собственность на производителя - крепостного. Такая форма собственности стала постепенно возникать еще в недрах древнеримского рабовладельческого общества, а также некоторых восточных рабовладельческих государств. Рабы могли трудиться лишь при помощи очень грубых орудий и выполнять в основном примитивную, малопроизводительную работу. Они ненавидели подневольный труд и не были заинтересованы в его результатах. По мере усовершенствования средств производства стало выгодно применять не рабский труд, а труд зависимых производителей. Начали складываться новые производственные отношения, при которых собственник земли и орудий отдавал их в пользование производителя и тем самым ставил его в зависимость от себя. Заинтересованность в труде у такого юридически зависимого работника, не являвшегося, однако, полной собственностью хозяина и могущего присваивать себе часть произведенных продуктов, была больше, чем у рабов. Развитию новых производственных отношений в Европе способствовало нашествие варварских племен, хлынувших из Азии в III- V вв. н.э. Разрушив рабовладельческую Римскую империю, эти народы создали на ее развалинах ряд своих государств. Во главе их стояли военные вожди: короли, герцоги и бароны. Они находились в зависимости друг от друга, старшие по положению раздавали своим воинам земельные участки - феоды, последние же становились вассалами и обязывались нести военную повинность. Эта система зависимостей была очень сложной, многоступенчатой, или иерархической. На верхней ступени стояли императоры и короли, их вассалами были герцоги, те, в свою очередь, имели вассальных графов, баронов и т. д. На низшей ступени находились труженики, крепостные.

 

 

Основу феодализма составляло сельское хозяйство, однако феодальные отношения укрепились и в городах  и привели к созданию средневековых  ремесленных организаций - цехов. В них также существовали сложные иерархические отношения.

 

Феодалы всех уровней образовали новый господствующий класс, а крепостные крестьяне и беднейшие ремесленники - эксплуатируемый класс.

 

Феодальное общество характеризуется  крайней государственной раздробленностью. Каждый феодал стремился к политической независимости. Феодалы вели между  собой бесконечные войны. Все  это тормозило развитие производительных сил и совершенствование производственных отношений. Феодальное общество было очень  консервативным, застойным, медленно развивающимся. Однако полного застоя и приостановки общественного развития не было и  тогда.

Информация о работе Формационный подход к изучению экономической истории