Формационный и цивилизационный пути развития общества: сущность и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть сущность и противоречия формационного и цивилизационного пути развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность формационного и цивилизационного пути развития общества;
2. Изучить противоречия каждого пути развития общества;
3. Оценить Российский путь развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА….6
1.1 Сущность и структура формационного пути развития…………...6
1.2 Виды общественно-экономических формаций…………………..10
1.3 Противоречия формационного пути развития общества………..16
2. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………...21
2.1Сущность цивилизации как этапа развития человеческого общества……………………………………………………21
Концепции локальных цивилизаций………………………...........26
2.3 Особенности и противоречия цивилизационного подхода…...…35
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ……………………………………………………………………….37
3.1 Формационный и цивилизационный пути в развитии России …37
3.2 Россия – евразийская цивилизация………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...49

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМ ТЕОРИЯ.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ  ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА….6

     1.1 Сущность и структура формационного пути развития…………...6

     1.2 Виды общественно-экономических  формаций…………………..10

     1.3 Противоречия формационного пути развития общества………..16

2. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………...21

       2.1Сущность цивилизации как этапа развития человеческого общества……………………………………………………………………….21

    1. Концепции локальных цивилизаций………………………...........26

          2.3 Особенности и противоречия цивилизационного подхода…...…35

3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ……………………………………………………………………….37

     3.1 Формационный и цивилизационный пути в развитии России …37

     3.2 Россия – евразийская цивилизация………………………………..39

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...47

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...49

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Общественное  развитие – сложный процесс, поэтому  его осмысление привело к возникновению  различных подходов, теорий, так  или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

     Известно, что любой живой, естественно  развивающийся организм в течение  времени от своего зарождения до прекращения существования проходит ряд этапов, которые, в сущности, одинаковы для всех организмов, принадлежащих к данному виду, независимо от конкретных условий их жизнедеятельности. Вероятно, это утверждение в определенной степени справедливо и для социальных общностей, рассматриваемых как единое целое.

     Среди всего многообразия подходов основными  и традиционными назвать можно  два – формационный и цивилизационный. Однако их положение в ходе развития государствоведения не всегда было одинаковым. Так, длительное время в советской юридической науке господствовала формационная концепция. В течение 70-ти лет государство понималось, прежде всего, как орудие, механизм подавления. В теории государства и права существовал единственный подход к типологии государства, который основывался на характере общественно-экономической формации. В конце 80-х – начале 90-х гг. XX века это положение резко изменилось. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным подходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества. Изменились взгляды на понятие и сущность государства: оно стало рассматриваться как средство объединения общества, как надклассовая организация. В связи с этим в юридической науке возник ряд дискуссионных проблем, требующих углублённого изучения.1

     Актуальность  данной темы вызвана тем, что в  экономических науках общество является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Необходимость выработки  нового подхода,  который соединил бы в себе положительные стороны традиционных подходов, на сегодняшний день весьма актуальна.

     Цель  работы – раскрыть сущность и противоречия формационного и цивилизационного пути развития общества.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     1. Определить сущность формационного и цивилизационного пути развития общества;

     2. Изучить противоречия каждого  пути развития общества;

     3. Оценить Российский путь развития общества.

     Объект  работы – формационный и цивилизационный пути развития общества

     Предмет работы – развитие и становление формационного и цивилизационного пути развития общества

     Методы  научной работы:

  1. Анализ и синтез;
  2. Сравнение;
  3. Индукция и дедукция.

     Методологической  базой послужили учебная литература, данные официальной статистики России, аналитические и статистические обзоры периодической печати,  а также ресурсы Интернет. Основными источниками информации были: курс лекций по социологии В.Ф. Анурин, статьи из журналов «Вопросы экономики», «Экономическая школа», учебное пособие «Экономическая теория» и др.

     Структура курсовой работы:

     В первой главе курсовой работы рассматривается  подробно сущность, структура и особенности  формационного пути развития, его  противоречия.

     Вторая  глава раскрывает содержание цивилизационного пути развития общества, его положительные и отрицательные качества.

     Третья  глава посвящена изучению формационного и цивилизационного пути развития России.

     Такая последовательность работы помогла  в полном объеме изучить материал по теме экономические системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

    1. Сущность и структура формационного пути развития
 

     Формационный  путь развития общества – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

     Согласно  формационному подходу, представителями  которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации:

     1)       первобытнообщинную;

     2)       рабовладельческую;

     3)       феодальную;

     4)       капиталистическую;

     5)       коммунистическую.

     Общественно-экономическая  формация – это исторический тип  общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К  производительным силам относятся  средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Производственные отношения более инертны, малоподвижны, медлительны в своем изменении, однако именно они образуют ту оболочку, питательную среду, в которой и развиваются производительные силы. Неразрывное единство производительных сил и производственных отношений и называют способом производства, поскольку оно указывает, каким способом соединяется личностный элемент производительных сил с вещественным, образуя тем самым конкретный, присущий данному уровню развития общества способ добывания материальных благ.2

     На  фундаменте базиса (производственных отношений) вырастает надстройка. Она представляет собою, по сути дела, совокупность всех остальных отношений, "остающихся за вычетом производственных", и содержащую множество различных институтов, таких, как государство, семья, религия или различные виды идеологий, существующих в обществе. Основная специфика марксистской позиции исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Поскольку сменяется природа базиса (глубинный характер производственных отношений), постольку меняется и природа надстройки. Потому, например, политическая структура феодального общества и отличается от политической структуры капиталистического государства, что хозяйственная жизнь этих двух обществ существенно различная и требует разных способов влияния государства на экономику, разных законодательных систем, идеологических убеждений и т.п. Модель базиса и надстройки вдохнула жизнь во множество учений, простирающихся от романтизма XYIII века до анализа структуры семьи в современном обществе. Преобладающая форма, которую принимали эти учения, носила классово-теоретический характер. То есть производственные отношения в базисе рассматривались как отношения между социальными классами (скажем, между рабочими и капиталистами), и, следовательно, утверждение, что базис детерминирует надстройку, означает, что характер надстройки в значительной степени детерминируется экономическими интересами господствующего социального класса:

     

     Источник: : Анурин В.Ф. Курс лекций по социологии: учебное пособие. – М.: Дрофа. – 2005г. 

     Метафора базиса и надстройки и определяемой ими общественно-экономической формации оказалась плодотворным аналитическим инструментом. Но она также вызвала огромное число дискуссий, как в самом марксизме, так и вне его. Один из пунктов проблемы - определение производственных отношений.

     Поскольку ядром их выступают отношения  собственности на средства производства, они неизбежно должны включать в  себя правовые дефиниции, а ведь их данная модель определяет как надстроечные. В силу этого аналитическое разделение базиса и надстройки представляется затруднительным. Важным предметом спора вокруг модели базиса и надстройки стала точка зрения, что базис детерминирует надстройку. Ряд критиков утверждают, что эта модель влечет за собой экономический детерминизм. Однако следует учитывать, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не придерживались такой доктрины. Во-первых, они понимали, что элементы надстройки могли быть относительно автономны от базиса и обладать собственными законами развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом и достаточно активно влияет на него.3

     Системообразующие признаки формационного пути развития общества:

  1. соотношение между необходимым и прибавочным трудом, наиболее типичное для данной формации;
  2. характер собственности на средства производства, доминирующий в данном обществе.

     Итак, исторический период развития конкретного  общества, в течение которого доминирует данный способ производства, и называется общественно-экономической формацией.

     Таблица 1 – Черты общественно-экономической формации

       Общественно-экономическая  формация позволяет:
1)      Отличить  один период развития общества от другого  по достаточно четким критериям.
2)      Найти общие сущностные черты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находящихся на одинаковой ступени развития даже в различные исторические периоды, и, напротив - найти объяснения различий в развитии двух обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих разными уровнями развития вследствие различия в способах производства.
3)      Подходить к обществу как к единому социальному организму, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе способа производства) в органическом единстве и взаимодействии.
4)      Дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей

Источник: Булатова А. С. Экономика: учебник - М.: БЕК. - 2000. – с. 385. 

     
    1. Виды общественно-экономических  формаций
 

     Первобытнообщинный  строй (или примитивные общества). Здесь способ производства характеризуется  чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил. Весь труд является необходимым; прибавочный труд равен нулю. Грубо говоря, это означает, что все, что производится, потребляется без остатка, не образуя никаких избытков, а значит, не давая возможности ни делать накоплений, ни производить обменных операций. Поэтому первобытнообщинная формация характеризуется практически элементарными производственными отношениями, основанными на общественной (точнее общинной) собственности на средства производства - частная собственность просто не может здесь возникнуть в силу практически полного отсутствия прибавочного продукта: все, что производится (точнее добывается), потребляется без остатка, и всякая попытка отнять, присвоить что-либо добытое руками других просто приведет к гибели того, у кого это отнимают. В силу тех же причин здесь отсутствует товарное производство (нечего выставить на обмен). Понятно, что такому базису соответствует чрезвычайно слаборазвитая надстройка; просто не могут появиться люди, которые могли бы позволить себе профессионально заниматься управлением, наукой, отправлением религиозных обрядов и т.п.

Информация о работе Формационный и цивилизационный пути развития общества: сущность и противоречия