Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание

Цель работы ― анализ фискальной политики, её основных концепций и
элементов.
Поставлены следующие задачи:
1) раскрыть краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики государства;
2) определить инструменты фискальной политики, рассмотреть мультипликаторы государственных расходов и налогов, сбалансированного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4
1 Понятие, виды, цели и инструменты фискальной политики ………… 6
1.1 Понятие фискальной политики ……………………………………………………6
1.2 Виды фискальной политики ……………………………………………………… 6
1.3 Цели фискальной политики ……………………………………………………… 8
1.4 Инструменты фискальной политики …………………………………………… 9
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………… 11
2.1 Мультипликатор государственных расходов ……………………………… 11
2.2 Мультипликативный эффект изменения налогов ………………………… 12
2.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета …………………………… 14
3 Социально-экономические последствия фискальной политики … 15
3.1 Эффективность фискальной политики ……………………………………… 15
3.2 Эффект вытеснения …………………………………………………………………17
4 Особенности и социально-экономическая эффективность фискальной политики в Республике Беларусь ………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………… 32

Работа состоит из  1 файл

Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ.docx

— 118.20 Кб (Скачать документ)

       Бюджетное устройство  Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

       Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют бюджеты шести областей, города Минска и республиканский бюджет. Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие направления, то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется их долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы [10, с. 116].

       Существующий централизованный порядок распределения налоговых поступлений имеет и свои отрицательные стороны:

1) недостаточная самостоятельность местных органов власти;

2) высокая дотационность  местных бюджетов предопределена  стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня;

3) возникновение огромных встречных финансовых потоков из регионов в Центр, а затем из республиканского в местные бюджеты, что повышает нагрузку на финансовые органы, усложняет расчёты и обостряет проблему управляемости.

       Бюджетно-налоговая политика  в нашей стране имеет следующие направления:

1) обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

2) поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

3) повышение уровня жизни населения посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

4) государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

       В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства [10, с. 122].

       В текущем  2009 году действует порядок исчисления  и уплаты налогов и сборов, установленный Законом Республики  Беларусь от 13.11.2008 № 449-З «О  внесении изменений и дополнений  в некоторые законы Республики  Беларусь по вопросам налогообложения»  и Законом Республики Беларусь  от 13.11.2008 № 450-З «О республиканском  бюджете на 2009 год» [13, с. 81].

       Перечень  основных налогов, сборов и  отчислений, применяемых в Республике  Беларусь в 2009 году, и предполагаемые  изменения в 2010 году приводятся в приложении А.

       В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В 2010 году планируется полностью отменить налоги с оборота, налог на приобретение автотранспортных средств, целевые сборы из прибыли предприятий.

       Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объёма доходов бюджета. Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений [10, с. 120].

       Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2003 – январь- июль 2009 гг. представлен данными, приведёнными в таблице 1:

 

Таблица 1 — Консолидированный  бюджет Республики Беларусь, млрд р.

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Январь-июль 2009

Доходы

12211

22057

30825

38391

48049

65663

33839,8

Расходы

12795

22036

31257

37256

47627

63811

35749,3

Дефицит (-), профицит (+)

-584

21

-432

1135

422

1852

-1909,5


 

Примечание — Источник: [18, с. 515].

 

 

Рисунок 4 ― Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2006 ― январе-июле 2009 гг.

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе имеющихся  данных.

 

 

       Консолидированный  бюджет за январь-июль 2009 года  исполнен с дефицитом 1,9 трлн  р., что составило 2,6 % к ВВП.  За январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета составил 4,1 трлн р., или 6,1 % к ВВП.

       Доходы консолидированного бюджета за январь-июль 2009 года составили 33,8 трлн р., что на 6,3 % меньше, чем за январь-июль 2008 года. По отношению к ВВП они составили 46,6 % (53,7 % — за январь-июль 2008 года). В реальном выражении доходы снизились на 18,1 %.

       Доходная  часть консолидированного бюджета  формируется, главным образом,  за счёт налоговых поступлений,  в составе которых преобладают  пять основных налогов:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) подоходный налог;

3) налог на прибыль;

4) таможенные пошлины;

5) акцизы.

       Удельный  вес этих налогов в общем  доходе консолидированного бюджета  равен 46,9 % (в 2008 году — 50,2 %) [17, с. 129-130].

       Централизация доходов консолидированного бюджета (с учётом задолженности по текущим платежам в бюджет) к ВВП уменьшилась с 53,7 % в январе-июле 2008 года до 46,6 % в январе-июле 2009 года. Отношение задолженности по текущим платежам в бюджет к ВВП не изменилось и  составило 0,04 %.

       Одним  из факторов повышения уровня  централизации бюджетных средств  к ВВП является показатель  энергетичности доходов (отношение  процентного роста поступлений  в бюджет к процентному росту  ВВП). В январе-июле 2009 года он  равен 0,9 (в январе-июле 2008 года  показатель энергетичности = 1,06). Это  свидетельствует о снижении темпов  роста доходов бюджета по сравнению  с темпом роста ВВП (на 14,2 процентных  пункта).

       В структуре  консолидированного бюджета наибольший  удельный вес приходится на  налоги на товары (работы, услуги) и взносы на государственное  социальное страхование [17, с. 131].

       Объёмы аккумулированных в бюджетной системе финансовых ресурсов характеризуются данными, приведёнными в таблице 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 — Объёмы аккумулированных в бюджетной системе  финансовых ресурсов

 

Январь-май 2008 года

Январь-июль 2009 года

млрд р.

% к ВВП

млрд р.

% к ВВП

Доходы — всего:

24561,5

55,4

33839,8

46,6

из них:

подоходный налог

1418,2

3,2

2489,5

3,4

налог на прибыль

2059,5

4,6

2443,8

3,4

налог на добавленную стоимость

4293,7

9,7

6553,8

9

акцизы

1387,3

3,1

1857,7

2,6

налог на собственность

974,8

2,2

1018,6

1,4

налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

3972,2

9

3793

5,2

взносы на государственное  социальное страхование

5383,5

12,2

9020

12,4




 

Примечание — Источник: [17, с. 132].

 

 

 

Рисунок 5 ― Доля налогов в общем объёме аккумулированных доходов в январе-мае 2008 года

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе имеющихся  данных.

 

 

 

Рисунок 6 ― Доля налогов в общем объёме аккумулированных доходов в январе-июле 2009 года

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе имеющихся  данных.

 

       Объёмы аккумулированных в бюджетной системе республики финансовых ресурсов и произведённых расходов за январь-июль 2009 года характеризуются данными, приведёнными в приложении Б.

       Расходы  консолидированного бюджета в  январе-июле 2009 года составили 35,7 трлн р., или на 11,6 % больше, чем  за январь-июль 2008 года. По отношению  к ВВП они составили 49,2 % в  2009 году (47,6 % — в 2008). В реальном  выражении расходы увеличились  на 2,4 %.

       Основная  доля в общих расходах консолидированного  бюджета республики приходится  на финансирование социальной  сферы и других отраслей национальной  экономики: на финансирование  социальной сферы в январе-июле 2009 года — 18,1 трлн р. (50,7 % от  общих расходов) против 16 трлн р. (49,9 %) в 2008 году; на национальную  экономику в 2009 году — 8,9 трлн  р. (24,9 %) против 8,3 трлн р. (25,8 %) в 2008 [17, с. 133-134].

       Доходы  республиканского бюджета в январе-июле 2009 года составили 24,7 трлн р. (на 8 % меньше, чем за 2008 год). В реальном  выражении они снизились на 19,6 %.

       Расходы  республиканского бюджета в январе-июле 2009 года составили 25,7 трлн р., что  на 6,5 % больше, чем за 2008 год. В  реальном выражении они снизились  на 6,9 %.

       Республиканский  бюджет в январе-июле 2009 года исполнен  по доходам на 45,1 % к годовому  плану, по расходам — на 46,8 %.

       По данным  Министерства по налогам и  сборам, на 1 августа 2009 года задолженность  по платежам в бюджет (без взносов  на государственное социальное  страхование) составила 83,9 млрд  р. и уменьшилась по сравнению  с 1 августа 2008 года на 18,2 %. За январь-июль 2009 года она выросла на 43,3 %, в том числе за июль — на 17,7 %. Наибольшие суммы задолженности приходятся на налог на добавленную стоимость (40,6 %), налог на недвижимость организаций (11,5 %) и налог на прибыль (9,8 %). Объём отсроченных (рассроченных) сумм задолженности на 1 августа 2009 года составил 272 млрд р. и снизился по сравнению с 2008 годом на 10,4 %, в том числе за январь-июль 2009 года — на 1,9 % [17, с. 134-135].

       Отличительной  особенностью бюджетно-налоговой  политики Беларуси на протяжении  последних 10 лет является сохранение  дефицита бюджета на достаточно  низком уровне — в пределах 2-3 % ВВП [10, с. 121].

       Таким  образом, за прошедшие годы наблюдается значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих, главным образом, функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

       Проект бюджета на 2010 год формировался исходя из роста инфляции на 9% и роста ВВП на 2 %. Документ предусматривает реализацию ряда мер налогового характера, что «приводит к сокращению ресурсов бюджета на 2,3 трлн р.». По словам главы Министерства финансов Республики Беларусь, «для частичной компенсации потерь предлагается повысить ставку НДС с 18 до 20%. Это позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет 1,4 трлн р. Изменения в налоговой сфере и рост ВВП позволяют достичь объёмов консолидированного бюджета по доходам в сумме 49,6 трлн р., расходам ― 52,3 трлн р.». Дефицит консолидированного бюджета сформирован на уровне 2,7 трлн р. В 2010 году основными задачами останутся социальная поддержка населения и реального сектора экономики. Планируется обеспечить сохранение реального уровня зарплат, защитив его от влияния инфляционных процессов. Базовые отрасли социальной сферы, здравоохранение и образование, будут обеспечены бюджетными ассигнованиями с ростом на 7%, социальная политика ― на 15%. Расходы бюджета на обеспечение деятельности отраслей социальной защиты и финансирование мероприятий социальной политики сформированы в сумме 575 млрд р. (рост составляет 107%). При этом расходы на выплату адресной помощи малоимущим гражданам запланированы в размере 77 млрд р. Расходы на поддержку реального сектора экономики планируется сохранить на уровне 2009 года. Ресурсы бюджета предлагается перераспределить в пользу субсидирования процентных ставок по кредитам. Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд будет осуществляться только по принятым решениям главы государства и правительства. Расходы шести областей и города Минска прогнозируются на уровне 27 трлн р. По словам главы Минфина, «с учётом дотаций, выделяемых из республиканского бюджета, и субвенций местные бюджеты будут обеспечены достаточными ресурсами для финансирования своих расходов в режиме жёсткой экономии средств». «Только такая политика позволит обеспечить социальные расходы бюджета, направлять государственные средства на поддержку эффективных экспортоориентированных производств, сохранить производственный потенциал валообразующих предприятий и создать прочную основу для достижения повышенных темпов развития экономики».

Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в РБ