Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

Фирма, теория фирмы, фирмы в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие фирмы, ее основные характеристики, функции 4

1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства
7
1.3. Цели фирмы 16

Глава 2. ТЕОРИЯ ФИРМЫ 21
2.1. Традиционная теория фирмы 21

2.2. Менеджеральная теория фирмы 24

2.3. Теория максимизации роста фирмы 26
2.4. Поведенческие теории фирмы 32

Глава 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 35
3.1.Особенности создания и функционирования предпринимательских фирм 35

3.2. Роль государства в функционировании фирмы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

   Однако, на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы  не используют маржинальный анализ для  оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам.

   Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.

   Необходимо  обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике  наблюдается глубокое отделение  права собственности от права  управления; и, за исключением мелкого  единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.

   Традиционная  теория не лучшим образом объясняет  поведение фирмы, из-за чего многими  экономистами были предложены альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объединяющие его иными целевыми установками.

   Подводя итоги, можно сказать, что допущение  о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:

  1. больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм;
  2. интенсивной конкуренции;
  3. объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;
  4. рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение, требуется ясно определить цели фирмы.
 

    2.2. Менеджеральная теория фирмы. 

   Данная  концепция вытекает из следующих  предпосылок:

  1. оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;
  2. цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

   Эти предпосылки имеют под собой  реальное основание, поскольку в  связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

   Что касается второй предпосылки, она так  же очень реалистична. Один из авторов  этой концепции У.Дж. Бауман, отмечал  в 1959 году, что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объемов продаж. Прежде всего, это объясняется прямой зависимостью жалования и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. Разрабатывая далее менеджеральную концепцию, Уильямсон в 1963 году в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников, растет его ранг служебной иерархии.

    Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли.

   Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 году, показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие. Из компаний с числом занятых свыше трех тысяч человек, каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью. Тогда как среди всех компаний - лишь каждая четырнадцатая.

   Результаты  исследования института стратегического планирования США (1974 год) выявили, что в краткосрочном аспекте фирма предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль. 

    2.3. Теория максимизации роста фирмы. 

   Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизация роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

   Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образуют норму нераспределенной прибыли, или норму удержанной прибыли. Если менеджеры будут распределять львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.

   Возможна  иная ситуация. Менеджеры оставляют  основную часть прибыли нераспределённой, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры не довольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.

   Таким образом, распределение прибыли на две части и определение нормы удержания прибыли не простое дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа "сбалансированного роста", то есть выбор темпов роста капитала фирмы и объёма ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом.

   При увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний уровень прибыли понижается.

    Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Всё это требует финансирования.

    Первый  путь можно охарактеризовать как  внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала.

    Источниками внутреннего роста фирмы служат:

1) собственные  ресурсы фирмы, в первую очередь  нераспределённая часть прибыли,  в некоторой степени - амортизационный  фонд;

2) заёмные  средства, полученные от банков  и иных кредитно-финансовых институтов;

3) средства  от дополнительных эмиссий ценных бумаг.

    Роль  и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаково  и меняются в зависимости от ситуации. Таблица 2 дает преставление о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста британских фирм в период с 1970 по 1989 г.

Динамика  источников внутреннего роста британских фирм

Таблица 2.2

Годы Собственные средства, % Заёмные средства, % Доходы от эмиссии  акций, %
1970 60,7 22,4 3,2
1975 73,5 7,1 8,8
1980 66,1 22,3 4,9
1982 62,1 26,9 4,7
1984 83,5 20,7 3,7
1986 52,5 21,6 12,5
1987 52,2 20,8 19,4
1988 45,1 41,2 7,1
1989 35,1 47,3 6,2
 

      Как видно из таблицы 2, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х годов, когда она составила 83,5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х годов равнялась лишь 35,1%. Напротив, доля заёмных средств выросла в этот период более чем вдвое и достигла 47,3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. В 1986-1987гг. их значение резко возросло, однако после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987г. вновь упала до 6 % (обратим внимание, что погодовая сумма всех источников финансирования внутреннего роста не равна 100%. Это объясняется традиционно большим значением для Великобритании "заморских" источников финансирования, на которые приходятся недостающие проценты).

    Второй  путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощения. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдаются пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияний была во второй половине 80-х годов, что и обусловило снижение доли собственных источников роста фирмы, показанных в таблице 2. Бум слияний с 1984-1989гг. отличается от предшествовавших пиков 1967 и 1972гг. тем, что по сравнению с числом слияний сумма, связанных с ними расходов была необыкновенно высока: сливались преимущественно очень крупные фирмы.

    Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого.

    Слияние означает обоюдный договор руководства  двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает название прежних фирм. Для осуществления, как правила не требуются специальные фонды финансирования.

    Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы Б выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.

    Слияние (поглощение) бывает нескольких типов. Основными являются:

  • горизонтальная интеграция;
  • вертикальная интеграция.
  • конгломерат.

    Горизонтальная  интеграция наблюдается при объединении  фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Примером может служить объединение фирм, производящих шарикоподшипники, или компаний, выпускающих швейные машины, или поглощение супермаркетом мелких магазинчиков. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в Великобритании, например, свыше 80% всех поглощений и слияний относятся к типу горизонтальной интеграции. Подобные объединения дают экономию за счет масштабов на уровне производства и на уровне управления.

    Вертикальная  интеграция происходит при объединении  фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающей компанией предприятий нефтеперерабатывающих химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т.д. Другим примером является приобретение торговой фирмой текстильных и швейных предприятий. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5% их общего числа. Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы ни как не связаны. Так, например, англо-голландский концерн "Юнилевер" имеет многочисленные предприятия пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте, в парфюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т.д. Конгломерат образуется либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения по "случаю" чужих фирм.

Информация о работе Фирма как инструмент реализации рыночной экономики