Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:40, курсовая работа
Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный Банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
Введение 3
1. Характеристика института Центрального Банка России 5
1.1. Возникновение и развитие Центрального Банка России 5
1.2. Цели и функции Центрального Банка России 8
1.3. Общая характеристика денежно – кредитной политики Центрального Банка России 13
2. Организация денежно – кредитного регулирования Центрального Банка России 16
2.1. Инструменты денежно – кредитной политики 16
2.2. Эффективность мероприятий денежно – кредитной политики 18
3. Повышение эффективности инструментов денежно – кредитной политики Центрального Банка России 22
3.1. Зарубежный опыт денежно – кредитной политики 22
3.2. Совершенствование мероприятий денежно – кредитной политики 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Обеспечение для кредитов Банка Росси могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.
От
имени правительства
Для
осуществления своих функций
Банк России может открывать
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций – это система мер, посредствам которых государство через Центральный Банк обеспечивает стабильное и бе6зопасное функционировании банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Являясь
по своему статусу финансовым агентом
правительства, Центральный Банк осуществляет
операции по размещению и погашению государственного
долга, кассовому исполнению бюджета,
ведению текущих счетов правительства,
надзору за хранением, выпуском и изъятием
из обращения монет и казначе6йских билетов,
а также переводу валютных средств при
осуществлении расчетов правительства
с другими странами.
Согласно ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002г. № 86 – ФЗ, статьей 35 денежно – кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным Банком России во взаимодействии с Правительством, по этому ее цели определяются задачами общеэкономической политики государства. Основной принцип формирования денежно –кредитной политики состоит в том, что Центральный Банк России всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно Центральный Банк России исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программ социально – экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.
Закон определил, что денежно – кредитная политика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней стабильности, то есть низких темпов инфляции и стабильного валютного курса [11, C. 324].
Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов и является по мнению Центральный Банк России, наилучшим вкладом денежно – кредитной политики в развитии экономики. Последовательное снижение инфляции, было, есть и будет главной целью денежно – кредитной политики Центральный Банк России.
Следует, однако, иметь ввиду, что Центральный Банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.
Выделяют два вида денежно –кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих»денег. Политика «дешевых» денег характеризуется снижение ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции Центральный Банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это – стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в экономике. Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка Центробанком ценных бумаг.
Денежно – кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является Центральный Банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики.
Чаще
всего денежно – кредитная политика
представляет собой один из элементов
всей экономической политики и прямо определяется
приоритетами правительства. Взаимоотношения
Центрального Банка и правительства в
проведении денежно – кредитной политики
обычно четко определены. Правительство
ограничено в своих действиях и обычно
не вмешивается в повседневную деятельность
банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую
политику. Различают «узкую» и «широкую»
денежно –кредитную политику. Под узкой
политикой имеют в виду достижении оптимального
валютного курса с помощью инвестиций
на валютном рынке, учетной политики и
других инструментов, влияющих на краткосрочные
процентные ставки. Широкая политика направлена
на борьбу с инфляцией, через воздействие
на денежную массу в обращении. С помощью
прямых и косвенных методов кредитного
контроля регулируется ликвидность банковской
системы и долгосрочные процентные ставки.
Денежно – кредитная политика должна
быть четко связана с бюджетом и налоговой
политикой и, соответственно, финансированием
госбюджета.
2.
Организация денежно
– кредитного
регулирования Центрального
Банка России
2.1. Инструменты денежно – кредитной политики
Инструментов денежно – кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Классики выделяют три – регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операций на рынке ценных бумаг. Однако все действия, направленные на лечение денежной и кредитной системы, проводимые Центральным Банком, могут быть названы монетаристскими инструментами.
Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно – кредитную политику в Российской Федерации, использует следующие инструменты и методы:
-
официальная учетная ставка –
относительно редко изменяемая
ставка ЦБ, по которой он готов
учитывать векселя или
- обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральном Банке;
- операции на открытом рынке;
-
валютные интервенции –
- моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно – кредитной политики многих развитых стран;
- разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционирование банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов;
- контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.;
-
допуск к рынкам –
-
специальные депозиты – часть
прироста депозитов или
- количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическая «замораживание» процентных ставок;
-
управление государственным
-
таргетирование – установление
целевых ориентиров роста
-
регулирование фондовых и
- нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Девизные операции (валютные интервенции) – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы [4, C.62].
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, то есть установление ставки процента за кредиты, которые Центральный Банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют Центральные банки платежные обязательства – векселя. Это могут быть как собственные векселя банка, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. Центральный банк покупает, учитывает эти векселя, удерживая при это определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от Центрального Банка, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита – процентная ставка – должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если Центральный Банк повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, Центральный Банк имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
Все
инструменты регулирования
Депозитные
операции Банка России сочетались
с активным применением инструментов
изъятия свободных денежных средств через
механизм рынка ГКО – ОФЗ, основными из
которых стали операции по прадаже Банком
России государственных облигаций из
собственного портфеля без обязательства
обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации
избыточной ликвидности и значительного
роста объемов денежных средств кредитных
организаций, аккумулируемых на депозитных
счетах в Банке России, при проведении
аукционов ОМР Банк России сосредоточил
внимание на проведении операции на сроки,
превышающие четыре месяца, что было связано
с отсутствием иных инструментов стерилизации
с сопоставимыми сроками.
2.2. Эффективность мероприятий денежно – кредитной политики
Итоги прошедших месяцев 2008г. свидетельствуют о сохранении благоприятной макроэкономической ситуации. Темпы роста производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал в текущем году превышают показатели официального прогноза. Остается устойчивы состояние государственных финансов. Инфляция на потребительском рынке последовательно снижается.
Объем ВВП увеличился в первом полугодии 2008г. на 7,4% по сравнению с тем же периодом предыдущего года (в первом полугодии 2007г. на 7,7%). Экономическому росту способствуют благоприятные внешние и внутренние условия.
Важную роль в замедлении инфляции на потребительском рынке в 2008г. играет динамика валютного курса. Номинальное укрепление рубля ограничивает рост цен на импортные потребительские товары и, соответственно, на отечественные аналоги.
Более существенно по сравнению с прогнозной оценкой снижение скорости обращения денег за период с начала года и сокращение почтив два раза по сравнению с январем – сентябрем 2007г. темпов роста наличных денег также оказывают сдерживающее воздействие на динамику инфляционных процессов.
По итогам января – октября 2008г. позитивный вклад в замедлении роста потребительских цен со стороны динамики цен ан плодоовощную продукцию был меньше, чем в аналогичный период 2007г.
Цены и тарифы на платные услуги населению выросли в октябре 2008г. по сравнению с декабрем предыдущего года на 15,7% против 20,7% в соответствующий период 2007г. Увеличение цен на платные услуги населению превысило общий рост цен на товары, составивший 7,7%. Определенным вкладом в снижение инфляции явилось замедление роста административно регулируемых цен на услуги населению. Эти цены в октябре 2008г. по отношении к декабрю 2007г., по оценкам, возросли на 17,6% против 21,7% годом ранее. Тем не менее, несмотря на замедление, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги был значительным – 22,5% (в соответствующий период 2007г. – 27,5%). Существенно подорожали также услуги пассажирского транспорта (на 12,9%). Тарифы на услуги связи повысились на 6,9%.
Товарный импорт в январе – сентябре 2008г. оценивался в 66,6 млрд. долларов США, темп его прироста был близок к 25%. Наиболее интенсивно увеличивался ввоз товаров инвестиционного назначения.
Международный оборот услуг вырос на 26% при опережающем росте их импорта (на 29%). Отрицательное сальдо баланса услуг увеличилось до 11,0 млрд. долларов США против 7,8 млрд. долларов США в соответствующий период 2007г.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе