Ценовые войны: теоретическая модель и практические примеры при олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, связанных с олигополией, а также в определении места олигополии в современной экономике.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить круг взаимосвязанных задач.
Задачами работы является:
уточнение сущности и условий олигополии;
обзор моделей некорпоративного поведения при олигополии;
Рассмотрение демпинга и антидемпинговой политики;
Практические примеры ценовых войн (предприятие, отрасль): причины, механизмы и последствия;
Определение последствий ценовых войн на рынке банковских услуг. Стратегии следования за лидером как альтернативный вариант поведения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Олигополия на рынке 5
1.1Сущность и условия олигополий 5
1.2.Модели некорпоративного поведения олигополий 9
Глава 2 Ценовая политика олигополий 14
2.1. Демпинг, антидемпинговая политика 14
2.2. Практические примеры ценовых войн 17
2.3. Ценовые войны на рынке банковских услуг 18
Глава 3. Практический пример ценообразования в современности 22
«Любители путешествий уходят в интернет» 22
Заключение 24
Список источников: 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа макроэкономика Соколова.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Югорский  государственный университет

Институт  менеджмента и экономики

кафедра экономической теории 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по теме

    «ЦЕНОВЫЕ  ВОЙНЫ»: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПРИ ОЛИГОПОЛИИ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

            Выполнила студентка

группы 4492б

Соколова  О.А.

Руководитель:

к.э.н., доцент

Яцкий С.А. 
 
 
 

г. Ханты-Мансийск

2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Олигополия на рынке 5

1.1Сущность и условия олигополий 5

1.2.Модели некорпоративного поведения олигополий 9

Глава 2 Ценовая политика олигополий 14

2.1. Демпинг, антидемпинговая политика 14

2.2. Практические примеры  ценовых войн 17

2.3. Ценовые войны на рынке банковских услуг 18

Глава 3. Практический пример ценообразования в современности 22

«Любители путешествий уходят в интернет» 22

Заключение 24

Список источников: 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

      В настоящее время  одним  из  самых  распространенных  рыночных  структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии  сохранились лишь  в  немногих  отраслях  экономики.  Наиболее  же  преобладающей  формой современной рыночной  структуры  является  олигополия. 

             Прежде всего, обратим  внимание на огромную роль, которую  играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения  каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

     Лучше понять закономерности поведения фирмы  на олигополистическом рынке

позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.  

     Многие  западные экономисты утверждают, что  олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.  

      Цель  курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, связанных с олигополией, а также в определении места олигополии в современной экономике.

      Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно  решить круг взаимосвязанных задач.

      Задачами  работы является:

  • уточнение  сущности и условий олигополии;
  • обзор моделей некорпоративного поведения при олигополии;
  • Рассмотрение демпинга и  антидемпинговой политики;
  • Практические примеры  ценовых войн (предприятие, отрасль): причины, механизмы и последствия;
  • Определение последствий ценовых войн на рынке банковских услуг. Стратегии  следования за лидером как альтернативный вариант поведения.

     При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов.

 

Глава 1 Олигополия на рынке

1.1Сущность и условия олигополий

     Олигополия  – это рыночная структура, характеризуемая  наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов.

     Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

     По  концентрации  продавцов на одном и том же рынке олигополии  подразделяются  на  "плотные"  и  "разряженные"  олигополии. К "плотным"  олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры  рынка,  которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов относятся к разряженным монополиям. Подобного рода  градация  позволяет по-разному  оценивать  поведение  предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного  числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке,  тогда как во втором  случае это делается практически невозможным. [1]

     Исходя  из критерия характера предлагаемой продукции,  олигополии  можно подразделить на ординарные и дифференцированные.

     Ординарная олигополия связана с производством и  предложением  стандартизированных  продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии  -  это  сталь,  цветные  металлы, строительные  материалы и т.п.

     Дифференцированные  олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних  и  тех же продуктов,  то есть  в тех отраслях, в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.  Уровень плотности олигополической  структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной   экономики. Таким   образом,   варьируя   количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а, следовательно,  и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.

     В то же время следует подчеркнуть,  что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы  только  национальной  экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном,  так и на местном уровнях хозяйствования. Так,  например,  в силу специфики  возможностей  потребления  готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические  структуры, также как и на региональном уровне в области предложения,  например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии,  следует не забывать о двух важных моментах:  межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии  уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей,  которые обладают приблизительно равными потребительскими  свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла,  медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

     Ослаблению  олигополии содействует и импорт аналогичных  товаров  или  их  заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по  сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной  конкуренции,  который  с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство  может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия,  так и под воздействием  усилий,  предпринимаемых  конкурентами против определенного предприятия. [4]

     Поглощение  осуществляется  на  основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо  полностью,  либо  частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между  сильным  и  слабым конкурентами.

     Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя  подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной как выбор третьего из двух зол:  либо полная утрата самостоятельности,  либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация капитала,  а  затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену  своей продукции,  а также существенно снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти  нескольких  корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию,  которая может превратиться в войну цен и привести к истощению  всех  его  участников. Поэтому  в  рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться  без должного учета реакции на нее конкурентов.

     Другим существенным фактором, создающим объективные предпосылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба  производства. В  процессе совершенствовании техники и появления новых технологий существенно расширялись технологическая концентрация  производства,  оптимальные  размеры предприятия достигали таких масштабов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.

     Эти препятствия связаны как с  финансовыми проблемами, так и  с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической,  и с экономической,  и с финансовой точек  зрения достижение  масштаба  производства  становится  трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во  многих  случаях удовлетворение  совокупных  потребностей  общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами,  нежели многими  конкурентами  с  незначительными объемами  производства. К тому же существуют общие правовые ограничения,  защищающие интересы производителей, связанные с владением патентами, лицензиями. [3, с. 153]

     Специфика олигополистической структуры  рынка  обуславливает особенности  рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке  характеризуется  многообразием  форм  своего проявления,  но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа:  ценовая конкуренция; тайный сговор в цене;  лидерство в ценах; ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма  сложной  проблемой. Тем не  менее, изучение базовых положений ценообразования в рамках олигополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведения агентов рынка с олигополистической структурой. [4] 

Информация о работе Ценовые войны: теоретическая модель и практические примеры при олигополии