Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и его анализ, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Задачи исследования:

раскрыть понятие дефицита бюджета;

показать возможности сокращения дефицита бюджета и источники его финансирования;

выявить роль бюджетного дефицита в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;

дать оценку дефицита федерального бюджета.

Содержание

Введение

Глава 1.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

1.2 Виды бюджетного дефицита

Глава 2. Финансирование бюджетного дефицита

2.1 Финансирование бюджетного дефицита

2.2 Источники финансирования дефицита федерального бюджета

2.3 Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации

2.4 Источники финансирования дефицита местного бюджета

Глава 3. Анализ дефицита бюджета и их решение на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

воть.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

    Отношение  экономистов  к  вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько  позиций, сколько  вариантов  составления  бюджета:  с  отрицательным  сальдо (дефицитом),  положительным  сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже  давно  возникло  мнение,  новую  жизнь  которому  дал Д. Кейнс,  снабдив его  научной  базой, что  бюджетный  дефицит—это  совершенно  нормальное  и  даже  желательное для  растущей  экономики  явление,  которое  способствует  ее росту, снижению  безработицы.

    Часто  дефицит  оправдывается  тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в  производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый  промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это  даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции,  особенно  в  странах  с  переходной  экономикой,  включая  и  Россию.

    Существуют  много  факторов,  которые  в  разной  степени влияют  на  состояние  доходной  и  расходной  частей  бюджетного  фонда:

  • Увеличение  государственных расходов  на  социальное  обеспечение и здравоохранение (например,  в странах,  где возрастает  доля  пожилого  населения,  или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
  • Увеличение  государственных расходов  на  образование  и  создание  новых  рабочих  мест  (в  странах, где  возрастает  доля  молодого  населения, или  в  связи  с  проведением  мероприятий  по  сокращению  безработицы);
  • Увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в  связи  с  социальными  конфликтами;
  • Увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;
  • Увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;
  • Сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;
  • Уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;
  • Сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и др.

    Заметим, что  большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных расходов, даже  в перспективе не  дадут отдачи  в виде  возможных источников  погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный  дефицит  определяется как  обезличенная  величина, характеризующая  общий  размер  превышения  расходов   над  доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут  направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в  качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и  будут  ли оно  вообще  направлены  в  сферу  материального  производства не  представляется  возможным. Как  правило, они,  в первую  очередь,  обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.

    Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие  бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей  перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь место (без соответствующей корректировки доходов),  придется  признать и последствия вызванного ими бюджетного  дефицита— наращивание государственного  долга и инфляция.

    Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение доходов над расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для финансирования  приоритетных  отраслей  и предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в будущем рост  производства  и прибыли в них возместят производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным из  которых является  усиление  инфляционных  процессов.

    Виды  бюджетного дефицита.

    В  мировой практике различают следующие  виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.4

    Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

    Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

    Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

    Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

    Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

    Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

    Квазифискальные операции включают, например, следующие:

    1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

    2) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

    3) отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.). 

               
 
 

    Глава 2. Финансирование бюджетного дефицита

    Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  • Монетизация бюджетного дефицита;
  • Внешнее долговое финансирование;
  • Внутреннее долговое финансирование.

     2.1.1. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет монетизации дефицита.

     Этот  способ финансирования состоит в  том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет центральный банк. Таким образом, этот способ представляет собой займ у центрального банка, поскольку, как правило, правительство продает центральному банку государственные ценные бумаги, за которые центральный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение расходов правительства над доходами бюджета. Поскольку центральный банк является государственным учреждением и не имеет собственных доходов, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, центральный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

     Достоинства такого способа финансирования:

  • рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
  • эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

     Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

     В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

     Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

     Если  отсроченные платежи накапливаются  в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко  непосредственно финансируются  Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

     2.1.2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа.

     Этот  способ заключается в том, что  государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

     Облигация – наиболее распространенный вид  ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.

     Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она  обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.

     Казначейские  обязательства. Основное их отличие  от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских  обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования