Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Сидорович Евгений, 20 Июля 2010 в 18:50, курсовая работа

Описание

Экономика, наряду с политикой, относится к тем областям знаний, о которых каждый из нас размышляет и, как правило, имеет свои суждения. В известной мере это объясняется самим характером экономики, как науки эмпирической, связанной с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджета, понятие государственного бюджета………………..…..4-6
Формирование госбюджета РБ…………………………………………………...7
2.1. Формирование доходной части госбюджета в РБ…….……………...7-9
2.2. Налоговая политика РБ……………………………………………...10-11 2.3. Госрасходы и их классификация……………………………………12-13
2.4. Политика госрасходов……………………………..………………...14-15
Процедура принятия госбюджета РБ……………………………………….16-17
Заключение……………………………………………………………….......18-19
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложения………………………………………………………………......21-23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГОСБЮДЖЕТ.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)
  • Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
  • Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
  • Финансирование целевых государственных программ;
  • Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.[2,с.13]

   Необходимо  заметить, что практика поддержки за счет бюджета предприятий, нередко осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной продукции и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной финансовой помощи предприятиям – экспортерам продукции при условии обеспечения ими своевременного возврата используемых средств.

   Необходимо  добиваться сокращения объемов льготного  кредитования субъектов хозяйствования за счет средств бюджета. Министерства, другие республиканские органы государственного управления должны разработать экономический механизм мобилизации собственных средств заемщиков на указанные цели.

   Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в долгосрочной перспективе  предполагает комплексную реформу  в области управления государственными расходами. На начальном этапе переходного периода значительное сокращение государственных субсидий на потребительские товары, а также сокращение капиталовложений и дотаций нерентабельным предприятиям позволяет сэкономить значительные бюджетные средства.

   Отказ от субсидирования потребительских товаров может быть эффективно дополнен созданием адресной системы выплаты пособий. Эта проблема является одной из наиболее сложных в некоторых переходных экономиках, в том числе и в Белорусской.

   Статистика  бедности свидетельствует, что значительная часть социальной помощи достается людям, которые по уровню доходов не могут быть отнесены к числу нуждающихся. С другой стороны, примерно пятая часть тех, кто находится за чертой бедности, вообще лишена доступа к государственной социальной поддержке. Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.

   Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты  пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

   Со  временем во всех переходных экономиках становится неизбежной не только широкая  реформа системы социального обеспечения, но и структурная бюджетная реформа, нацеленная на выведение из государственного бюджета расходов в тех сферах экономики, которые могут более эффективно функционировать в рамках частного сектора.

   Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

      Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного  финансирования играют, прежде всего,  принципы финансирования. К числу  этих принципов относятся:

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
  • безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

    В таблице № 2 , представлены структура расходов Госбюджета.

См. приложение В.

    Как можно заметить, в структуре  расходов происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Стабильный рост расходов, направленных на финансирование социально – культурных мероприятий.[9,с.40]

   Таким образом, политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Процедура   принятия госбюджета РБ 

   Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению  средств и контролю за их эффективным  использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

   Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

   Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика. [1]

   Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

   Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

     Процедура принятия госбюджета — регламентированный законодательством порядок создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнение и контроль над их исполнением, утверждение счетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Республики Беларусь.

     Процедура принятия госбюджета состоит из трех стадий:

  1. планирование, составление проекта бюджета представляет собой деятельность по разработке плана документов (проекта бюджета) либо принятию соответствующих правовых актов;
  2. рассмотрение и утверждение начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрение в Верховный совет или местные советы и завершается принятием Закона о государственном бюджете либо Решением сессии Местного совета на планируемый год;
  3. исполнение и составление отчета об исполнении начинается с 1 января планируемого года и завершается утверждением отчета об исполнении бюджета. [5,с.33]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 
 

   На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

   Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством  которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

   Анализ  показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области  выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой  политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и  по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

   Политика  же государственных расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать  бюджетную политику на умеренно жесткие  показатели, притом, что эти расходы  должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

   Необходимо  помнить, что бюджетный дефицит  играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

   Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная  бюджетная политика государства  в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.

   Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.[3,с.23] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь