Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Сидорович Евгений, 20 Июля 2010 в 18:50, курсовая работа

Описание

Экономика, наряду с политикой, относится к тем областям знаний, о которых каждый из нас размышляет и, как правило, имеет свои суждения. В известной мере это объясняется самим характером экономики, как науки эмпирической, связанной с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджета, понятие государственного бюджета………………..…..4-6
Формирование госбюджета РБ…………………………………………………...7
2.1. Формирование доходной части госбюджета в РБ…….……………...7-9
2.2. Налоговая политика РБ……………………………………………...10-11 2.3. Госрасходы и их классификация……………………………………12-13
2.4. Политика госрасходов……………………………..………………...14-15
Процедура принятия госбюджета РБ……………………………………….16-17
Заключение……………………………………………………………….......18-19
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложения………………………………………………………………......21-23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГОСБЮДЖЕТ.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

    Как свидетельствует мировой опыт, налоговая  система в современных условиях призвана стимулировать научно-технический  прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие предпринимательства и т.п. В то же время она не должна способствовать развитию таких негативных явлений в экономике, как монополизм, рост издержек непосредственного производства, спекулятивная активность и т. д.

    Политика  государства, которая воздействует на макроэкономику посредством величины и структуры государственных  расходов, а также системы налогообложения, называется фискальной политикой. 
 
 

 
 
 
 

     В таблице № 1 приведена структура  доходов Государственного бюджета.  См. приложение А. 

  Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  на протяжении длительного времени  продолжает снижаться удельный вес  прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 2005 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений. Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.

  Доля  косвенных же налогов в доходах  государственного бюджета увеличивалась.

  Ниже, на рисунке представлена композиционная структура доходов госбюджета.

    См. приложение Б.

   Доходная  часть бюджета РБ, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности.           Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

   Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Налоговая  политика Республики  Беларусь 

    Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.

          Вообще, главное назначение налогов  – пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

    Налоги -  необходимое звено  экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником  доходной части  бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.[4,c.36]

    Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и  во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые  в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

    Таким образом, действующая сегодня в  республике налоговая система требует  серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

    Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение  достаточных поступлений в бюджет, а другая –  налоги должны взиматься  так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

  • Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
  • Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
  • Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы , НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
  • Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
  • Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

      Итак, налоги – один из важнейших  инструментов рыночной экономики,  а поэтому их использование  в управлении хозяйством представляет  значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то  прежние налоги и сборы, повышая  или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

    Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного  сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов  меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.

     Главные недостатки налоговой системы РБ  можно свести к следующим:

  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
  • налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей,
  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.[4,с56]

     Вместе  с тем серьезным недостатком  отечественной налоговой системы  является рассредоточение элементов  ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации.

     Таким образом, анализ первого направления  бюджетной политики – выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников – указывает  как на имеющиеся положительные  результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.

     Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления  достигла сравнимо лучших результатов  в уровне налоговой нагрузки и  организации всего процесса налогообложения. 
 
 
 

   2.3. Госрасходы и их классификация 

   Не  менее актуально второе направление  бюджетной политики – государственные  расходы. Вообще, расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

      В первую очередь, расходы бюджета  подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства.  В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

   Текущие расходы  связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

     Капитальные расходы  представляют  собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

   Важный  признак классификации расходов бюджета - предметный.

   При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

  • Финансирование народного хозяйства;
  • финансирование социально-культурных мероприятий;
  • финансирование науки;
  • финансирование обороны;
  • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  • расходы по внешнеэкономической деятельности;
  • создание резервных фондов;
  • расходы по обслуживанию государственного долга;
  • прочие расходы и выплаты.[1,с.2]

      Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. 
 

   2.4. Политика госрасходов 

  Как указывалось ранее, с помощью  бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:

  • Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;
  • Бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;
  • Финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
  • Образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;
  • Социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

   Политика  государственных расходов, как составная  часть бюджетной политики, формируется  под воздействием следующих критериев:

Информация о работе Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь