Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:21, контрольная работа

Описание

Тема работы: «Безработица в России, ее виды и социально-экономические последствия. Меры государства по предотвращению безработицы».
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа безработицы. Во второй - проведен анализ безработицы в России на современном этапе. В третьей – охарактеризованы меры государства по предотвращению безработицы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ 5
1.1. Понятие и причины безработицы 5
1.2. Виды безработицы 7
1.3. Последствия безработицы. Закон Оукена 9
2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 12
2.1. Анализ ситуации на рынке труда и уровня безработицы 12
2.2. Особенности и проблемы безработицы в России 19
3. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

И256 Безработица в России, ее виды и социально-экономические последствия..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

      В феврале 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 21,0%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,4%.

      Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, отмечается в Центральном  федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном  округе.

      

      Рис. 7. Уровень безработицы, по методологии МОТ, по федеральным округам [9, c.9]

      В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  за три последних месяца. 

      2.2. Особенности и проблемы безработицы в России 

 
 

      Руководитель  Независимого института социальной политики (НИСП) Татьяна Малеева выступая на заседании экономического клуба ФБК на тему «Рынок труда-2010: начало оживления или продолжение кризиса?» констатирует, что безработица, несмотря на выход из кризиса, продолжает оставаться относительно небольшой, о чем говорят и сопоставления с другими странами. С учетом уровня падения ВВП, составившим более 8%, если бы ситуация шла по традиционным экономическим законам, логично было ожидать гораздо более масштабного роста безработицы.[12, C.12]

      Реакция рынка труда на падение ВВП  и промышленного производства была хоть и слабой, но более острой, чем  в 90-е годы. Можно прогнозировать, что и на рост реакция будет такой же. То есть даже если нас сейчас ждал бы быстрый экономический рост, занятость отнюдь не сразу восстановилась бы. Российский работодатель воспользовался теми возможностями, которые ему дает Трудовой кодекс, и все-таки в 2009 году «сбросил» лишнюю численность занятых. На этапе восстановления у него нет нужды мгновенно ее восстанавливать. Поэтому безработица, видимо, не будет сокращаться ни при каких сценариях.

      Как известно, безработица опасна не своими масштабами, а своей продолжительностью, а российская безработица имеет ярко выраженный хронический характер. Более трети среди зарегистрированных безработных — это те люди, которые потеряли работу в начале кризиса и не могут найти работу в течение более чем 12 месяцев, поскольку динамика создаваемых рабочих мест ничтожно мала. Даже там, где рабочие места создаются, это так называемые «плохие» рабочие места с низкой зарплатой, не требующие высокой квалификации, и это не та занятость, которая выведет страну на новые рубежи.

      Безработица отступает каждую неделю, радостно рапортуют чиновники. Мало уже кто вспоминает, что безработица опасна не своими масштабами, а своей продолжительностью, мало кто говорит, что государство выбрало неправильные приоритеты.

      Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в апреле 2010 г. составил 8,2%, сообщил на прошлой неделе Росстат. По сравнению с мартом 2010 г. численность безработных сократилась на 278 тыс. человек, или на 4,3%. Однако с начала 2009 года количество безработных на одно вакантное рабочее место в среднем по стране выросло за год с 16 человек на место до 24. Этот показатель сигналит о том, что напряженность на рынке труда не падает, как считает покладистый Росстат, а растет.[6, C.6]    

      О чем говорит сокращение вакантных  мест? О том, что предприятия не заявляют новые вакансии, не информируют  службы занятости о них. А это, в свою очередь, свидетельствует  о том, что планов развивать производство, делать какие-то инвестиции, в том  числе создавать новые рабочие места, нет. Ситуация на российском рынке труда — не тот случай, когда сокращение вакантных мест говорит о техническом переоснащении производства, у большинства наших компаний подобных планов нет.  

      Другой  аспект вопроса — как безработные ищут работу. В последнее время растут надежды людей, потерявших работу, на госучреждения и службы занятости. Однако не стоит преувеличивать значение этих мер, скорее сказалась мощная государственная “антикризисная” PR-кампания.  

      Кроме того, надо учитывать, что весь 2009 год предприятия делали все возможное, чтобы не сокращать людей. “АвтоВАЗ” всеми правдами и неправдами откладывал увольнение 30 с лишним тысяч человек. Таким образом, 2009 год был годом накопления отрицательного потенциала по занятости населения. И 2010 год в этом плане более тревожный. Поэтому безработица может достигнуть 10%.

      Политика, которую реализует государство, направлена лишь на его маленький  сегмент, он называется зарегистрированной безработицей. Это, как сообщил на днях Росстат, всего 2,152 млн. человек (2,6% экономически активного населения). Косвенное влияние курса государства связано с финансовой поддержкой ряда крупных предприятий. На них трудятся 12—13 млн. человек (15% экономически активного населения).  

      Что получается в итоге: государство поддерживает сегмент рынка труда в 15% в виде помощи некоторым избранным предприятиям и еще около 3% безработных. Все остальное находится за пределами какой-либо трудовой политики.  

      Но  быстрого восстановления занятости  не будет в любом случае. А все потому, что российский работодатель в 2009 году воспользовался слабыми возможностями, которые ему дает Трудовой кодекс, и все-таки сбросил лишнюю численность. И на этапе роста у него нет нужды быстро восстанавливать персонал в прежнем количестве. Вот почему безработица не будет существенно сокращаться ни при каких сценариях.  

      В октябре 2010 г. Россию ждет всплеск безработицы, предупредило Минздравсоцразвития. Это  противоречит прежним заявлениям чиновников о выходе из кризиса на рынке труда. Рост занятости объяснялся летним сезоном, а серьезных перемен не будет без оживления в экономике. А программы по борьбе с безработицей лишь маскируют её.[1, C.4]

      Минздравсоцразвития прогнозирует рост безработицы в  стране в ближайшее время. «Я думаю, это будет происходить с начала октября», — заявил в четверг замминистра Максим Топилин. Сейчас уровень общей безработицы в России составляет 7% от трудоспособного населения, добавил он.

      Даже  показатели официальной безработицы, которая определяется по количеству зарегистрированных на бирже труда, не вернулись на докризисную отметку. «Последний уровень зарегистрированной безработицы составил 1 млн 688 тысяч. Это означает, что мы первый раз в этом году опустились ниже планки в 1,7 млн. А до кризиса было 1,3—1,4 млн. Мы близко подошли, но не достигли», — подчеркнул министр. Кроме того, по сведениям министерства, в России сейчас наблюдается достаточно серьезное увеличение продолжительности периода, в течение которого люди не могут найти работу. Если до кризиса это было около пяти месяцев, то сейчас — больше шести.

      Данные  профсоюзов подтверждают слова министра. Предприятия, которые находятся  в сложной ситуации, продолжают сокращения в связи с плохой экономической  конъюнктурой. «Если в июле было уволено 50 тысяч, то в октябре планируется около 100 тысяч человек», — заявил секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. Всплеск произойдет за счет людей, которые формально летом находились в отпуске, но фактически были уже уволены. Кроме того, летом многие уволенные не обращались в службу занятости, поскольку были на дачах, на огородах.

      Проходят  и массовые увольнения медиков и  учителей, добавляет Шершуков. Согласно вступившему в мае этого года Федеральному закону «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», эти учреждения были «оптимизированы». «Министр образования на днях заявил, что у нас в стране слишком много, а именно 200 тысяч учителей», — напоминает представитель профсоюзов, и их начали сокращать. «Процесс оптимизации идет в сфере образования и в сфере медицины», а на оставшихся навешивают двойную нагрузку.

      Эта картина не соответствует радостным  ожиданиям вице-премьера Александра Жукова, который в августе на встрече с премьером Владимиром Путиным рапортовал о выходе рынка труда из кризиса. Эксперты тогда предупреждали, что сокращение безработицы отнюдь не означает напрямую роста занятости. Летнее снижение безработицы в основном было связано с сезонным фактором: строительными работами, привлечением людей к тушению пожаров и традиционным пиком занятости в сельском хозяйстве.

      По  итогам 2010 года, около 68% граждан России полагают, что ответственность за рост уровня безработицы в стране несет государство, а именно - органы федеральной власти. Таковы результаты опроса, проведенного ВЦИОМом.[3, C.7]

      По  данным ВЦИОМа, более четверти (28%) респондентов заявили о том, что государство  делает очень мало для изменения  сложившейся ситуации. Между тем, президент РФ Дмитрий Медведев недавно сообщил о снижении уровня безработицы в стране в 2010 году по сравнению с кризисным 2009 годом.

      «Антикризисные  меры не решили ключевых проблем занятости, законсервировали их, но не привели  к созданию новых рабочих мест», — уверен директор Центра трудовых исследований Владимир Гимпельсон. Ситуация с безработицей выглядит удовлетворительной, если смотреть на цифры, но в реальности картина другая, считает он. В структуре занятости очень большая неформальная часть, и это плохо для экономики, полагает г-н Гимпельсон.[16, C.21]

       
 

3. Меры государства по предотвращению безработицы

 
 

      Национальным  приоритетом назвал Председатель Госдумы  РФ Борис Грызлов решение проблемы занятости населения: «Сегодня государство вплотную занимается вопросами защиты трудовых прав граждан. По сути, эта работа является национальным приоритетом, ведь грамотная политика в сфере занятости - залог социально-экономической стабильности в стране».[5, C.3]

      Начиная с 2008 года, принят целый комплекс ответственных решений, которые вопреки кризисному сокращению производства позволили заметно сдержать рост безработицы.

      Своевременно  был принят закон, дающий Правительству  право создавать резерв бюджетных  ассигнований для помощи регионам, где складывается особенно тяжелая ситуация на рынке труда. Государственная Дума увеличила минимальный размер пособия по безработице до 850 рублей, а максимальный - до 4900 рублей. Кроме того, закон обязал работодателя заранее информировать органы занятости о введении режима неполного рабочего времени и о приостановке производства.

      За  два прошедших года на меры по содействию занятости из бюджета направлено более 200 миллиардов рублей, и деньги эти не были потрачены впустую.

      Существенную  роль в борьбе с безработицей сыграли региональные программы, включающие опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, адресную поддержку в трудоустройстве, в том числе с переездом в другую местность, субсидии на развитие предпринимательства, организацию общественных работ и временных рабочих мест, стажировку выпускников.

      В прошлом году в таких программах приняли участие около двух миллионов  человек. Из них около двухсот  тысяч безработных открыли свое дело, более 137 тысяч человек, находящихся  под угрозой увольнения, прошли опережающее профессиональное обучение. Около полутора миллионов человек приняли участие в общественных и временных работах.

      Все это позволило так или иначе  поддержать людей в период кризиса  и способствовало снижению численности  безработных. Сегодня безработица в России составляет около семи процентов. Понятно, что это средний показатель. Есть регионы, где этот уровень чуть более одного процента, но есть и такие, где он просто зашкаливает, например, Чечня и Ингушетия - свыше 40 процентов.

      Реализация программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, продолжится. В бюджете на 2011 год на эти цели предусмотрено 105 миллиардов рублей. Будут новые программы, например, программы повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Увеличится с 30 до 50 тысяч рублей размер компенсаций работодателям при устройстве инвалидов.

      Следует и дальше развивать предпринимательство, особенно в сельской местности. В  частности, этому будет способствовать проект "Российский фермер", направленный на формирование сильного класса собственников на селе.

      Конечно, далеко не каждый безработный готов  стать предпринимателем, поэтому  создание новых рабочих мест - в  первую очередь в малых городах  и в так называемых моногородах - остается сегодня главным приоритетом. Созданию рабочих мест должны прежде всего способствовать новые проекты в экономике.

      При всех заявлениях о том, что кризис на рынке труда заканчивается, объемы финансирования общественных и временных  работ увеличились, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Повышаются не только суммы, выделяемые на эти программы, но и количество людей, получающих средства за общественные и временные работы. Так, если в прошлом году, в период острого кризиса, в таких программах участвовали порядка 990 тысяч человек, то в этом уже более миллиона — 1 млн 50 тысяч», — добавляет она.

Информация о работе Безработица в России