Безработица в России и её структура: национальные и региональные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:58, реферат

Описание

Актуальность работы вызвана тем, что преодоление безработицы – это одна из основных задач государственной политики, а занятость – это источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником доходов, а повышение дохода означает увеличение совокупного спроса, что повлечет за собой повышение национального дохода.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения безработицы
1.1. Понятие и статистическая характеристика безработицы
1.2. Виды безработицы на примере современной России
1.3 . Социально-экономические последствия безработицы
Глава 2. Безработица в России
2.1. Пути решения проблемы безработицы. Национальный и региональный аспект безработицы.
2.2 Анализ уровня безработицы по Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_po_ekonom_teorii.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Безработица  обеспечивает необходимое производству  перераспределение кадров и их  сосредоточение в тех видах  деятельности, которые сегодня нужны  потребителям. Безработица, ее рост  дают весьма эффективный «сигнал»  работнику о том, что его профессия устарела. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

                              Глава 2.  Безработица в России 

                      2.1. Пути решения проблемы безработицы.

            Национальный и региональный  аспект безработицы.

      При  анализе проблемы безработицы  в России следует учитывать,  что переход к рыночным отношениям  происходит в очень трудных условиях, обусловленных экономической нестабильностью, тяжелым наследием административно-командной системы управления, неблагоприятной демографической ситуацией, а так же следует понимать, что Россия находится лишь в начале пути рыночных преобразований, в то время как в развитых капиталистических странах рыночные отношения развиваются не одну сотню лет, поэтому нельзя сравнивать Россию со странами с развитыми капиталистическими отношениями.

        Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

       Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.

        Следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в России. Это не циклический кризис, действующий в экономике стран с устоявшимися рыночными отношениями и самостоятельно выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема. В России массовая безработица порождается структурным экономическим кризисом. Он отражает противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а структурный характер. Чтобы преодолеть этот кризис нужны глубокие структурные преобразования в экономике страны в целом и в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие

      Многие сходятся на том, что правительству удастся снизить безработицу, если оно сможет предотвратить или снизить колебания экономического роста, которые мы называем экономическими циклами. Вопрос в том, есть ли возможность и даже желание у правительственных чиновников стабилизировать темпы экономического роста.

     Многие также соглашаются с тем, что правительство может снизить уровень безработицы с помощью соответствующей политики на рынке труда. Но гораздо меньше согласия наблюдается по поводу того, какой должна быть эта политика. Все поддерживают программы профессионального обучения, которые помогают уволенным работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу.

     Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.

     Государственная  политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

- государство проводит  политику содействия реализации  прав граждан на полную, продуктивную  и свободно избранную занятость;

- госполитика в области  содействия занятости населения  направлена на реализацию многообразных   элементов социально-экономических  условий рационального и продуктивного  использования наличного трудового  потенциала общества.

    В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

- разработку мер финансово-кредитной,  инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное  размещение производительных сил,  повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование  в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения:

- разработку и реализацию  федеральных и территориальных  программ содействия занятости  населения;

- создание госслужбы занятости населения.

  Все перечисленные  выше положения закреплены ст.14 Федерального закона о занятости  населения в России.

   Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения :

- федеральный или общегосударственный,

- субъекта Российской  Федерации (республиканские, краевые,  областные, автономных округов и т.д.);

- местный или локальный  (на территории органа местного  самоуправления).

     Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

    Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

    Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

  2.2. Анализ уровня  безработицы по Российской Федерации

     Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на октябрь 2011 года.

       Численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые+безработные) в октябре  2011 года составила 75,6 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

        В численности экономически активного населения 70,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и готовы были приступить к ней в обследуемый период времени).

       Уровень  безработицы (отношение численности  безработных к численности экономически  активного населения) в марте  2001г. составил 6,4% (без исключения сезонного фактора).

      Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в октябре 2011г. составил 63,9%. Сравнительный анализ приведен в таблице 1.

       По  сравнению сентябрем 2011г. численность  занятого населения уменьшилась на 1137 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных за этот период увеличилась на 190 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с октябрем 2010г. численность занятого населения выросла на 63 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных сократилась на 232 тыс.человек, или на 4,5% (в сопоставимой методологии).

       Общая  численность безработных, классифицируемых  в соответствии с критериями  МОТ, в 4,0 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных  в госучреждениях службы занятости населения. В конце октября 2011г. в госучреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс.человек.

      Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в октябре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2011г. составила 27,5%, среди безработных женщин - 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

        Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в октябре 2011г. составила 47,3%, доля городских жителей - 64,1%.  Данные показаны в таблице 2.

        Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2011г. это превышение составляло 1,6 раза.

         Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6% (в сентябре 2011г. - 26,1%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 лет - 20,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,6%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с сентябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,7 процентного пункта.

        В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2011г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 13,6%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза.

        Продолжительность поиска работы. Среди безработных 34,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,0% безработных (застойная безработица).     Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских - 27,2%.

        Наличие опыта работы. В численности безработных 25,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2011г. их численность по сравнению с сентябрем практически не изменилась и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% - от 20 до 24 лет, 19,2% - от 25 до 29 лет.

       В октябре 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,8%.

         Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Заключение 

        В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

      Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.

       Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда - существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины - заняты ведением домашнего хозяйства).

      По мнению большинства экономистов, полная занятость - понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

      Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

        На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 6,4%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

Информация о работе Безработица в России и её структура: национальные и региональные аспекты