Безработица и проблема сбалансированности рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
5

1
Безработица как экономическая категория………………………….
6

1.1
Сущность и содержание безработицы……………………………….
6

1.2
Формы и виды безработицы………………………………………….
9

1.3
Причины и последствия безработицы……………………………….
13

2
Анализ рынков труда и безработицы………………………………...
17

2.1
Факторы несбалансированности рынка труда………………………
17

2.2
Уровень безработицы и проблемы сбалансированности рынка труда в России…………………………………………………………
19

2.3
Показатели безработицы в Оренбургской области…………………
22

3
Проблема регулирования рынка труда и снижения безработицы…
26

3.1
Характеристика основных направлений снижения безработицы…
26

3.2
Зарубежный опыт решения проблем безработицы…………………
31

3.3
Перспективные направления решения проблемы безработицы в России………………………………………………………………….
34

Заключение………………………………………………………………….
38

Список используемых источников ………………………………………..
41

Работа состоит из  1 файл

безработица и проблема сбалансированности рынка труда.docx

— 139.45 Кб (Скачать документ)

 

Уровень безработицы в  Оренбургской области был близок к среднероссийскому в 2001 и 2009 годах (рисунок 1), в остальные годы нашего исследования - гораздо выше.



 

Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы в Оренбургской области и          Российской Федерации

 

Однако уровень зарегистрированной безработицы в Оренбургской области в два раза ниже общероссийского (0,7-1 процент по сравнению с 1,4-2,6 процента общероссийского уровня) (таблица 9). Это говорит о том, что абсолютное большинство безработных в области решают проблему своего трудоустройства, минуя государственную службу занятости.

 

 

3 Проблема регулирования рынка труда и снижения безработицы

 

3.1 Характеристика основных направлений снижения безработицы

 

 

В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет  рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами  действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.

Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования  не способен решить проблемы рынка  труда и развития человека. Для  выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство.

К числу фундаментальных  по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может  остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование  труда как определяющего фактора  производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.

Государственное регулирование  занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в  целях повышения результативности и привлекательности, улучшения  условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы  и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.

Наряду с законодательством  о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим общие правила, условия, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников.

В этом свете превратно  представление о рыночной экономике  как о системе свободного, самопроизвольного, нерегулируемого извне найма и увольнения работников с установлением цены рабочей силы на основе только согласования спроса и предложения, т.е. свободной рыночной цены. В действительности имеется множество внешних и внутренних регуляторов как в самой среде трудовой деятельности, так и в системе трудоустройства, сдерживающие такие социально опасные явления рыночной экономики, как конкуренция между работниками и безработица.

Современная концепция занятости  включает в себя следующие факторы:

- добровольная занятость;

- гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы;

- существование «естественной» безработицы;

- необходимость социального партнерства;

- регулируемость рынка труда.

Под проблемой занятости  населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и  степень удовлетворения их потребности  в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий  рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления.

Концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

- исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством;

- ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, «Трудового кодекса», возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.

Рыночные начала в формировании трудового сектора экономики  тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Государственное регулирование  занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России.

Конечно, при всех различиях  есть и ключевые положения, на которых  строится механизм государственного регулирования  рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены  даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не уменьшает заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений  в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его  предложения вынуждают государство  обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости включает в себя комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости).

Основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

- содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время обучения;

- организация общественных работ, включая работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми;

- содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

- содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

Из большого спектра проблем  государственного регулирования занятости и рынка труда выделим его основные направления:

- регулирование развития системы рабочих мест;

- регулирование спроса на рабочие места;

- государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Обобщая сказанное выше, выделим следующие ключевые направления  государственного регулирования занятости:

- установление системы свободного выбора труда;

- законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;

- установление минимального размера оплаты труда;

- функционирование государственных служб занятости;

- содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;

- выплата государственных пособий по безработице;

- государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

 

3.2 Зарубежный опыт решения проблем безработицы

 

 

На практике разные государства  используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей  и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.

Различают два принципиально  разных подхода - американский и шведский. Первый - чрезвычайно «жесткий», пособие выплачивается всего полгода, и активные меры помощи безработным непопулярны. При таком подходе люди сами целенаправленно ищут себе работу, и действительно, уровень безработицы в США значительно ниже среднеевропейского. Однако те безработные, которые не сумели найти себе место в течение первых месяцев, как правило, не находят себе работу вовсе и переходят в категорию длительно безработных. Исследования показывают, что после шести месяцев шансы трудоустройства резко падают, так как человек резко утрачивает квалификацию и навыки, а главное - веру и энтузиазм. Наниматели тоже обычно с опаской относятся к соискателям с большим перерывом в трудовом стаже, В результате государству все равно приходиться выплачивать им пособие – но уже как малоимущим - в течение всей жизни, К тому же длительная безработица, как показали многие исследования, полностью разрушает личность и приводит к серьезным социальным проблемам, даже если официально процент безработных невысок,

В Швеции политика регулирования  занятости совершенно другая, Предпочтение отдается активным формам: пособие не выплачивается «просто так», а только с условием, что человек непременно проходит переобучение, а затем ему предлагаются варианты трудоустройства. Если же все это не помогает найти подходящую работу, то по окончании срока выплаты пособия безработного обязательно трудоустраивают на специально создаваемое рабочее место в рамках государственной программы содействия занятости, Таким образом, преодолевается психологическая зависимость от безработицы, человек продолжает чувствовать себя полезным обществу, Конечно, подобные методы требуют соответствующего финансового обеспечения, но зато расходы на выплату пособий значительно сокращаются,

В других европейских странах, в качестве примера обычно обращаются именно к шведскому опыту, считая американский подход «негуманным».

Однако на практике, Швеция значительно опережает все европейские  страны по расходам на проведение активной государственной политики на рынке труда и, соответственно, ситуация с безработицей здесь в течение многих лет была лучше, чем в других государствах.

В целом же можно сказать, что простое увеличение размера  пособий и продление сроков их выплаты не стимулирует людей  к поиску работы. По убеждению многих экономистов, именно доступность пособий и неограниченная продолжительность их выплаты стали в последнем десятилетии главной причиной высокой безработицы в Европе.

Работа в области управления трудовыми ресурсами зависит  от ситуации, в которой это управление осуществляется. Факторами этой ситуации являются такие переменные, как государственное  регулирование, рыночные условия, технология, отношения с профсоюзами, цели и  стратегии организации, ее структура, используемые принципы управления и  т.д.

Информация о работе Безработица и проблема сбалансированности рынка труда