Безналичный денежный оборот: принципы организации и форм расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность безналичного денежного оборота;
- рассмотреть основные принципы и формы организации безналичного оборота;
- описать современные формы безналичных расчетов;
- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы функционирования безналичного денежного оборота…………..5
1.1 Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота………......................................................................................5
1.2 Система безналичного денежного оборота………………………………..9
2. Анализ практики применения различных форм безналичных расчётов…………………………………………………………………………16
2.1 Расчёты с применением платёжных поручений…………………………..16
2.2 Чековая форма расчётов……………………………………………………17
2.3 Аккредитивная форма расчётов……………………………………………20
2.4 Расчеты по инкассо ………………………………………………………...23
3. Проблемы развития безналичного оборота в России………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.91 Кб (Скачать документ)

Способ платежа.

Способом платежа называется порядок, применяемый при осуществлении  безналичных расчётов. Для плательщика  и для получателя денежных средств  важно знать, как будет осуществлен  платеж: в полной сумме или частями. Кроме того, для плательщика имеет  большое значение, будет ли совершен платёж из текущих поступлений или  за счёт средств депонированных на отдельном счёте. К наиболее распространенным способам расчетов относятся зачеты взаимных требований и плановые платежи. Зачеты могут носить постоянный и  разовый характер, производиться  между двумя предприятиями или  их группой. Для проведения зачета каждому  его участнику открывается отдельный  счет, с которого совершаются платежи  и на который зачисляются поступления. Если поступления превысят платежи, образуется кредитовое сальдо, сумма  которого зачисляется на расчетный  счет. Сумма дебетового сальдо, образовавшегося  в результате превышения платежей над  поступлениями, оплачивается с расчетного счета или за счет банковского  кредита. Использование кредита  для погашения сальдо по зачету является более экономным по сравнению  с направлением его на оплату каждого  расчетного документа в отдельности, поскольку кредита требуется  меньше на сумму взаимно зачтенных  платежей. Плановые платежи применяются  в расчетах между предприятиями, имеющими постоянные и относительно равномерные отношения по поставкам  продукции. В качестве примера можно  привести поставки железной руды на металлургические заводы. В этих случаях плательщик платит не за каждую поставку в отдельности, а периодически, например один раз  в 3 - 5 дней. В конце каждого месяца расчеты уточняются. Этот способ расчетов значительно упрощает их, сокращает  количество документов, максимально приближает движение денежных средств к движению продукции, стоимость которой они опосредуют. Обо всех проведенных операциях по списанию и зачислению средств банки информируют владельцев счетов, выдавая им регулярно выписку из счетов.

Формы расчетов.

Форма расчетов представляет собой  совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся  способ платежа и соответствующий ему документооборот.                                                      

  Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят:

1. Выписка грузоотправителем счета  - фактуры и передача его другим  участникам расчетов;

2. Содержание расчетного документа  и его реквизиты.

3. Сроки составления расчетного  документа и порядок предъявления  его в банк, а также другим  участникам расчетов.

4. Движение расчетного документа  между учреждениями банков.

5. Порядок и сроки оплаты расчетного  документа, перевода и получения  денежных средств.

6.Порядок использования расчетного  документа для взаимного контроля  участников расчета и осуществления  мер экономического воздействия.

В соответствии с действующим законодательством  в современных условиях допускается  использование следующих форм безналичных  расчетов:

1. Платежных поручений

2.Чеков

3. Аккредитивов

4.Расчетов по инкассо

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договоров (соглашениях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ практики применения различных форм безналичных расчётов и схемы документооборота

 

Формы безналичных  расчетов представляют собой различные  сочетания организационно-экономических  приемов совершения платежей в зависимости  от особенностей хозяйственных связей поставщиков и покупателей и  регулярности поставок товарно-материальных ценностей. Формы безналичных расчетов и бланки денежных документов утверждаются Центральным банком и носят типовой  характер.

В хозяйстве  нашей страны применяются расчеты  платежными требованиями-поручениями; расчеты платежными поручениями; расчеты  чеками; расчеты посредством аккредитивов и др. Согласно принципам организации  денежного обращения все формы  безналичных расчетов являются «акцептно-инкасовыми». Это значит, что платежи производятся только при согласии плательщика и через обслуживающие его и поставщика банки.

 

2.1 Расчёты с применением платёжных  поручений

 

Расчеты платежными поручениями - это  самая распространенная в настоящее  время в России форма безналичных  расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия  обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию  более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра  платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в  случае предоплаты, органами пенсионного  и стразового фондов, с работниками  при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых  и иных платежах, при уплате банку  комиссионных и т.д. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

К недостаткам данной разновидности  расчетов платежными поручениями относят  значительное усложнение и удлинение  документооборота и отвлечение средств из хозяйственного оборота клиента. 

 

2.2 Чековая форма расчётов 

 

Чек – ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной  в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ чек должен содержать следующие  обязательные реквизиты:

- наименование «чек», включенное  в текст документа;

- поручение плательщику выплатить  чекодателю определенную денежную  сумму;

- наименование плательщика и  указание счета, с которого  должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места составления  чека;

- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из реквизитов лишает его юридической  силы. Наличие в чеке дополнительных условий не влияют на его действительность.

Чек оплачивается банком за счет средств  чекодателя: либо находящихся на счете, либо депонированных на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант  с предварительным депонированием средств. Депозит создается на основании  представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачислении ее на отдельный лицевой счет в банке «Расчетные чеки». Депонирование средств может осуществляться также за счет ссуды банка.

При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодержатель) при приобретении товаров, работ, услуг  на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его  поставщику. Поставщик (чекодатель) предъявляет  полученный чек в свой банк на инкассо  для взыскания платежа. Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный  чек в банк-плательщик. Банк-плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами и подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты подложного, похищенного или утраченного чека возлагаются на банк-плательщик или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета «Расчетные чеки» и через систему межбанковских расчетов пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика (Приложение).

Положение о безналичных расчетах в РФ предусматривает возможность  использования в безналичных расчетов чеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ, а также может иметь дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности. Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и его клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.

Данная форма расчетов, как никакая  другая, дает возможность покупателю проверить выполнение условий договора, а поставщику гарантирует оплату товара. Однако на оплату чеков сумма  замораживается на определенный срок на отдельном счете, отвлекая из оборота. Это не удобно для покупателя, что тормозит развитие данной формы расчетов.

Поэтому возникла тенденция к замене чеков другими средствами использования  текущих счетов, в частности кредитными карточками. Кредитная карточка - именной  документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца  счета в банке и дающий ему  право на приобретение товаров и  услуг в розничной торговле без  оплаты наличными. В России банковские пластиковые карточки появились  всего несколько лет назад.

По функциональным характеристикам  различают кредитные и дебетовые  карточки. Кредитные карточки связаны  с открытием кредитной линии  в банке, они дают возможность  владельцу пользоваться кредитом при  покупке и получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки тоже предназначены  для получения наличных или покупки  товаров. Но деньги при этом списываются  со счета владельца карточки в  банке.

Имеются различия и в способе  оповещения банка о произведенных  выплатах. При использовании системы, основанной на бумажной технологии, держатель  ставит свою подпись на торговом счете  или ином документе, что является разрешением дебетовать свой счет, т. е. уменьшать остаток средств на своем счете. Затем этот счет направляют в банк для перечисления соответствующей суммы торговцу. В электронных системах держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал.

 

2.3 Аккредитивная форма расчётов

 

Сфера применения аккредитивной формы  расчётов недостаточно широка, её удельный вес в структуре форм безналичных  расчётов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной  экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчётов состоит  в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счёт средств, предварительно депонированных на счёте, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных  плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой  условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента  в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платёж или предоставить полномочия другому банку производить такие  платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в  аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в  другой банк – банк поставщика, то для  осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в  аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счёт «Аккредитивы».

В соответствии с Положением о безналичных  расчётах в нашей стране могут  открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются  аккредитивы, при открытии которых  банк-эмитент перечисляет собственные  средства плательщика или предоставляет  ему кредит в распоряжение банка  поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка эмитента.

Этапы:

1 – заключение договора о  расчётах с использованием аккредитивной  формы расчётов с предварительным  депонированием средств на отдельном  счёте в банке;

2 – передача в банк заявления  на открытие аккредитива, платежного  поручения о депонировании средств,  а затем списание средств со  счёта покупателя;

3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счёт «Аккредитивы»;

4 – сообщение поставщику об  открытии аккредитива;

5 – поставка товара (оказание  услуг);

6 – расчётные документы, подтверждающие  отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями  договора направляются в банк  поставщика, и осуществляется списание  средств со счёта «Аккредитивы»  и зачисление средств на счёт  поставщика;

7 – сообщение об использовании  аккредитива направляется в банк  покупателя;

8 – сообщение покупателю об  использовании аккредитива.

При установлении между банками  корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может  открываться в исполняющем банке  путем предоставления ему права  списывать всю сумму аккредитива  с ведущегося у него счёта банка-эмитента.

Информация о работе Безналичный денежный оборот: принципы организации и форм расчетов