Банкротство и его роль в рыночном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание

основные цели работы: определить понятие банкротства и его значение. Следующими задачами являются освещение таких, также актуальных на сегодняшний день, проблем, как «преднамеренное» банкротство и «фиктивное» банкротство. Этот вопрос вызывает определённый интерес, поскольку сегодня часто происходит «захват», предприятие «банкротят» намеренно, чтобы получить его. В этом вопросе сказывается, конечно, несовершенство существующего Закона «О банкротстве (несостоятельности)». Этим могут воспользоваться также для уклонения от уплаты долгов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3

2. Глава 1. Сущность банкротства:
2.1. Понятие банкротства, история…………………………………………………………….4
2.2. Роль института банкротства……………………………………………………………….6
2.3. Британская и американская модели, банкротство в России……………………………..7
2.4. «Фиктивное» и «преднамеренное» банкротство…………………………………………9
3. Глава 2. Финансовое оздоровление и ликвидация:
1. Условия и критерии банкротства, признаки несостоятельности………………………12
2. Финансовое оздоровление………………………………………………………………..16
3. Частный случай ……………………………...…………………………………………...21
4. Ликвидация предприятия-банкрота…………………………………………....………...23

4. Заключение……………………………………………………………………………………..25

5. Список литературы…………………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

         Во введении процедуры финансового оздоровления заинтересован прежде всего должник. Во-первых, продолжают функционировать органы управления должника, хотя и с ограничениями, установленными Законом. Эти ограничения в основном касаются сделок, совершение которых могло бы нанести ущерб интересам кредиторов. Во-вторых, введение процедуры финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства, удовлетворить требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества предприятия-должника. Поэтому можно утверждать, что в качестве общего правила инициатором введения процедуры финансового оздоровления будут предприятие-должник, его учредители, а применительно к унитарным предприятиям – соответствующий уполномоченный орган. В ходе наблюдения должник, его учредители, иные лица или органы, установленные Законом, вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления. Конечно, кредиторы не всегда готовы пойти навстречу должнику, т.к. им приходится идти на определённый риск, поэтому Законом предусмотрена возможность непосредственного обращения должника с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Этой процедуре посвящена глава 5 ФЗ – «Финансовое оздоровление». Для осуществления финансового оздоровления предприятия-должника введена новая категория арбитражных управляющих – административный управляющий.

       

        Финансовое оздоровление вводится не более чем на два года. Этого срока, как              18 правило, достаточно для осуществления плана финансового оздоровления предприятий, предусматривающего способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. Однако в сложных ситуациях, когда планом финансового оздоровления предусматривается осуществление крупномасштабных мероприятий (перепрофилирование производства, освоение выпуска новых, пользующихся спросом товаров и др.), этого срока может оказаться недостаточно. К сожалению, возможность продления срока финансового оздоровления по ходатайству должника, собрания или комитета кредиторов Закон не предусматривает.

      Стадия финансового оздоровления сходна со стадией наблюдения тем, что органы управления должника сохраняются и продолжают действовать. Вместе с тем стадия наблюдения – консервативная стадия, основная цель которой – сберечь имущество должника и провести анализ финансового состояния должника, а стадия финансового оздоровления –

это период решительных действий по восстановлению платёжеспособности должника посредством  исполнения утверждённого графика погашения задолженностей.

        Последствия введения финансового  оздоровления:

1. требования  кредиторов по денежным обязательствам  и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил  на дату введения финансового  оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований (установленного ФЗ);

2. отменяются  ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов;

3. аресты  на имущество должника и иные  ограничения должника  в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4. приостанавливается  исполнение исполнительных документов  по имущественным взысканиям, за исключением документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженностей по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, или возмещении морального вреда;

5. запрещается  удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом из состава  его учредителей (участников), выкуп  должником размещённых акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

6. запрещается  выплата дивидендов и иных  платежей по эмиссионным ценным  бумагам;

7. не  допускается прекращение денежных обязательств должника путём зачёта        19  встречного однородного требования, если при этом нарушается очерёдность удовлетворения установленных законом требований кредиторов;

8. не  начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и  иные финансовые санкции за  неисполнение денежных обязательств  и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. [7,стр.99-100]

         План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками)  должника, собственником имущества  предприятия-должника, утверждается  собранием кредиторов и должен  предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления. По словам Александра Бондарева, в российской практике процедуры финансового оздоровления – дело новое. В настоящее время эти процедуры осуществляются лишь на двух предприятиях, но их результат пока неизвестен. [11,стр.54]

         Возможны два основных методологических  подхода к построению стратегии  финансового оздоровления:

1) Внутренняя  реструктуризация активов и организационных  подразделений действующего хозяйствующего  субъекта с сохранением, развитием  и укрупнением его самого. Далее  шесть финансово-хозяйственных инструментов, обеспечивающих развитие действующего  предприятия:

    - продажа непрофильных активов  и вспомогательных производств  – обязательна в ряду мер восстановления платёжеспособности, т. к. исключает нерациональные изъятия из финансового потока компании;

    - концентрация финансово-сбытовых  потоков через собственную территориальную сеть способствует интенсификации входящего финансового потока, а также исключает налоговые расходы на ненужные посреднические трансакции;

    - финансовый лизинг энергопроизводящего  оборудования даст существенную  экономию финансового потока, причём на длительную перспективу;

    - листинг акций, переход на  международные стандарты финансовой  отчётности – элементы рыночной стратегии каждого современного предприятия, нацеленного на долгосрочное развитие;

    - финансовые механизмы технологических инноваций при должной организации способствуют экономии и входящего, и исходящего финансового потока;

    - передача в аренду имущества  предприятия – временная, тактическая  мера, из ряда         20 исключений, поскольку означает, что собственное руководство не справляется с задачей максимальной загрузки мощностей.

2) Реорганизация  хозяйствующего субъекта с формированием  на базе его имущественного  комплекса новых предприятий  (бизнес-единиц):

    - присоединение к финансово-промышленной  группе – наилучшее развитие событий при восстановлении платёжеспособности и реструктуризации данной компании, потому что, с одной стороны, финансово-промышленная группа на это согласилась, с другой стороны, предприятие получит системную помощь во всех необходимых аспектах;

    - слияние капиталов двух и более предприятий позволит консолидировать и нарастить финансовые потоки, устранит дублирование выпускаемой на рынок продукции, расширит перспективы технологического развития;

    - выделение из действующего двух  и более предприятий – мера эффективная для восстановления платёжеспособности хозяйствующего субъекта в силу «отсечения» финансово проблемной его части, но чаще всего – за счёт интересов государства как получателя налогов или собственника;

    - преобразование предприятия в другую организационно-правовую форму – обязательный этап для реформирования, например, российского жилищно-коммунального хозяйства, в котором абсолютное большинство предприятий – унитарные (государственные и муниципальные);

    - разделение имущества на два и более предприятия, мера хотя и прагматичная, но из ряда нежелательных исключений, т.к. стратегическое направление реструктуризации всей современной промышленности – укрупнение имущественных комплексов (слияния и поглощения);

    - продажа предприятия как единого комплекса имущества, с одной стороны, означает утрату к нему интереса прежних владельцев, но, с другой стороны, для восстановления его платёжеспособности это – положительное событие, если найден покупатель, который видит предпринимательский (финансовый) интерес в данном приобретении.

        Выбирать мероприятия нужно следующим образом. Прежде всего определяется конкретное направление финансовой политики. Если принято направление формирования новых предприятий, то в логическом соответствии с ним подбирается какое-то одно мероприятие из предложенных. Если будет продолжено развитие действующего предприятия, тогда могут применяться все шесть вариантов. [13,стр.69]

        Подводя итог, следует отметить, что для предприятия банкротство является инструментом реформирования, и его главная цель в том, чтобы по завершении этой реформы предприятие в той или иной форме начало эффективно работать. По словам         21       А. Бондарева, именно в ходе процедуры банкротства компания может найти новые          направления работы, а также новые подходы к уже существующим бизнес-процессам. Благодаря этому предприятие сможет не только решить свои финансовые проблемы, но и занять прочное положение на рынке. [11,стр.55] 

    3.3. Частный случай. ЮКОС.

        Компания ЮКОС была создана 15 апреля 1993 года. Она объединила крупнейшее нефтедобывающее предприятие «Юганскнефтегаз», расположенное в Ханты-Мансийском автономном округе, три нефтеперерабатывающих завода в Самарской области и предприятия сбыта нефтепродуктов в восьми регионах России.

       Задолженность ЮКОСа, подтвержденная судом, составляет 491,57 млрд. руб., при этом ликвидационная стоимость активов компании, оцененная экспертами временного управляющего, – 477,1 млрд. руб. Крупнейшими кредиторами компании являются Федеральная налоговая служба, компания «Юганскнефтегаз» и НК «Роснефть».

        План финансового оздоровления НК ЮКОС, предложенный его менеджментом во главе со Стивеном Тиди, предусматривает продажу неключевых активов ЮКОСа на сумму около $11 млрд. для погашения налоговой задолженности. Требования кредиторов, не превышающие $100 млн., планируется погасить деньгами, а задолженность перед ОАО "Юганскнефтегаз" – путем передачи ему 20-25% акций реструктурированного ЮКОСа. А долги Moravel Investments (дочернему предприятию Group MENATEP) и банкам-кредиторам (этот долг выкупила "Роснефть") планируется выплатить из доходов от продажи Mazeikiu Nafta. Такая структура погашения задолженности позволила бы ЮКОСу, по мнению менеджмента, остаться жизнеспособной компанией. По закону о банкротстве ходатайствовать о введении финансового оздоровления вправе только собрание кредиторов.

        На состоявшемся заседании Московского арбитражного суда было решено признать НК ЮКОС банкротом и ввести в отношении компании конкурсное производство на срок один год. Конкурсным управляющим назначен Эдуард Ребгун, ранее исполнявший обязанности временного управляющего. Глава ЮКОСа Стивен Тиди еще до оглашения постановления суда подал в отставку, заявив, что у него не осталось никаких незавершенных дел, которые могли бы принести материальную выгоду компании. Также Тиди с сожалением отметил, что предложенный менеджментом ЮКОСа план финансового оздоровления компании не нашел понимания у Ребгуна. Суд вынес решение о признании компании банкротом и введении процедуры конкурсного производства.

        ЮКОС, однако, на этом не успокоился и обратился в суд с заявлением о признании     22 недействительным решения первого собрания кредиторов, на котором более 90% кредиторов проголосовали за введение конкурсного производства. По словам адвоката ЮКОСа Дрю Холинер, стоимость активов компании была занижена. «Когда налоговое требование превышает 100% всех поступлений компании в течение года, это вызывает сомнения у любого наблюдающего», – добавил Холинер. На основании этого ЮКОС также просил приостановить производство по делу. Эта просьба также была отклонена.

        В ходе банкротства компании существует три ключевых момента. Сначала на предприятии вводится процедура наблюдение (у ЮКОСа наблюдателем является Эдуард Ребгун), затем – внешнее управление, которое подразумевает финансовое оздоровление компании. Однако, так как кредиторы ЮКОСа проголосовали против оздоровления, наступает очередь третьей части – конкурсного производства, которое и является собственно банкротством. При конкурсном производстве компания ликвидируется, исключается из единого государственного реестра юридических лиц, и начинается продажа активов компании. Именно это и должно произойти с ЮКОСом после решения суда. Эксперты считают, что финал деятельности ЮКОСа был вполне предсказуем. [15]

Информация о работе Банкротство и его роль в рыночном механизме