Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономи-ки. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в усло-виях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложня-ется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Содержание

1.Введение
2.Банковская система как эффективный механизм регулирования экономики.
3.Эволюция теории банковской системы
4.Особенности банковской системы Казахстана.
5.Роль банков в современной экономике
6.Анализ современного состояния.
7.Национальный банк Казахстана.
8.Коммерческие банки.
9.Иностранные банки.
10.Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
11.Задачи банковской системы.
12.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Банковская_система.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

      Важно учитывать и сопутствующую переходному периоду общую дестабилизацию экономических условий, провоцирующую спекулятивные устремления, использование недобросовестных способов «обернуть капитал». Когда систематические сбои в расчетах перерастают в платежный кризис идет разрушение всей кредитной системы. Так, в одних случаях «средства в расчетах «замораживаются» по чисто техническим причинам, увеличивая нагрузку на резервы банковской системы и требуя дополнительной кредитной эмиссии; в других случаях сознательно задерживается перевод платежей адресатам, а «временно экспроприированные» ресурсы пускаются в оборот и приносят прибыль. Когда не обеспечивается жесткая финансовая платежная дисциплина, исчезают стимулы к реорганизации неэффективного производства у предприятий и угроза их банкротств, то по сути, консервируется ресурсорасточительность всей хозяйственной системы. Еще более опасное последствие платежного кризиса - раскручивание инфляции (избежать дополнительной кредитной эмиссии, как правило, не удается), либо возврат к прямым товарообменным бартерным) операциям.

      Какие же задач стоят пред банковской системы?

  1. В своем реформированном виде банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае не препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и движения к рынку.
  2. Банковская система призвана обеспечивать экономически оправданное (в кратко - и долгосрочном плане) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку ценообразование и ценовых пропорций.
  3. Банковский сектор должен удерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в частности, препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита госбюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых условий для этого - независимость Нацбанка во взаимоотношениях с правительством.
  4. Банки должны создавать условия для «открытия» экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и портфельных инвестиций, рабочей силы, содействуя переходу к конвертируемости национальной валюты.
  5. Банкирство, по определении, должно не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и заставлять клиентуру учится считать деньги, а в конечном счете - развивать экономическое мышление, предприимчивость участников хозяйственной жизни.

      На сколько отвечает этим требованиям современный банковский сектор в Казахстане?

      Двух уровневая структура банковского сектора казахстанской экономики фактически отражает попытку построит ее по аналогии с банковской структуры развитых стран с развитыми рыночными отношениями. Таким образом, она сформирована для условий когда основной категорией выступает капитал. Обеспечивая формальное сходство с банковскими структурами развитых стран и ориентируя деятельность коммерческих банков исключительно на прибыль, архитекторы двухуровневой банковской системы по существу блокировали или, во всяком случае значительно ограничили участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе, поскольку последний сопряжен со значительным снижением оборачиваемости средств и дополнительными кредитными рисками.

      Однако в результате предпринятых преобразований была сформирована функционирующая сегодня банковская система РК. И, как уже отмечалось ранее данная система не совсем соответствует требованиям эффективной рыночной экономики. Перед казахстанскими банками стоит ряд важных проблем, которые требуют немедленного решения.

      Очевидно, более динамичный и управляемый ход реформ в банковском секторе позволили бы всей экономике менее болезненно преодолевать переходный период. Инфляционные последствия дефицита госбюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы до либеризации цен состоялся переход взаимоотношений между Нацбанком и правительством на качественно новую основу (оформление кредитов правительству ценными бумагами, проведение четкой грани между структурной и денежной политикой).

      На ряду с этим, как показала практика истекших лет, в течении которых, по существу был построен каркас новой банковской системы Казахстана, были отмечены прежде всего динамичным ростом ее «нижнего» этажа. Мелкие банки при нормальной организации своей деятельности могли бы эффективно обслуживать нарождающийся мелкий бизнес, локально работать с узким кругом клиентуры. Проблема в другом: большинство мелких и даже средних казахстанских банковских учреждений пока не в состоянии полноценно выполнять функции коммерческого банка.

      Выше изложенные рассуждения позволяют сделать вывод, что политика Нацбанка направленная на деррективное увеличение уставных фондов коммерческих банков имеет свои положительные результаты. В связи с вышеперечисленными видится, что стратегический курс развития банковской системы в Казахстане - это образование крупных универсальных коммерческих банков, отличающихся глубокой диверсификацией деятельности. В определенной мере этому будет способствовать проводимая в республике приватизация банков второго уровня.

      Несмотря на то, что формирование рынка в нашей стране в значительной степени связана с развитием мелкого бизнеса и средних предприятий, все-таки структуру современного рынка определяют и будут определять дальше крупные объединения - концерны и корпорации. Только они в состоянии поддерживать устойчивость и пропорциональность развития народного хозяйства, преобразовать экономику страны и обеспечить ее равноправие в международном разделении труда. Гарантировать бесперебойность финансового обеспечения деятельности крупных предприятий, концернов, фирм могут только крупные коммерческие банки.

      Более того, кредитная система и в частности коммерческие банки в период перехода к рынку своей деятельностью могут реально содействовать превращению крупных производственных структур, сложившихся еще в период господства тоталитарной экономики, в полноценных субъектах рынка. Уже сейчас коммерческие банки становятся основой формирования в крупных производственно-технологических комплексах финансовых структур, обеспечивающих их органичное включение в рыночные отношения в качестве полноценных субъектов. Коммерческие банки сами стали выступать в качестве финансовых центров крупных промышленных комплексов, или финансово-промышленных групп.

      Применительно к нашей экономической действительности возникает вопрос: в состоянии ли казахстанские банки до сих пор явно предпочитавшие кредитовать торговлю и посреднические операции, переключится на долгосрочные инвестиции в промышленность? Определенные сдвиги в этом направлении, думается, намечаются, во всяком случае применительно к части крупных коммерческих банков. Обостряющаяся конкуренция, сужение возможности для чистой спекуляции, снижение процентных ставок на кредитном рынке и его неустойчивость - все это вынуждает наиболее дальновидных банкиров думать о надежных инвестициях, о переориентации своих капиталов на промышленность. Как бы в преддверии этого ряд банкиров новой волны в последнее время обзаводится солидными информационно-аналитическими подразделениями, управлениями стратегического планирования и т.п.

      Вместе с тем, важную роль в совершенствовании деятельности банков играет налаживание их аналитический работы. В развитых странах практикуется регулярная публикация обширных материалов и балансовых отчетов деятельности банков. Это дает возможность каждому банку лучше анализировать собственную деятельность и сопоставлять ее итоги с  результатами работ других кредитных учреждений. К сожалению данная практика пока еще не получила широкого распространения в Казахстане. На сегодняшний день только некоторые крупные банки выпускают информационные выпуски о результатах своей деятельности, но и те недоступны для широкого круга читателей. Также на мой взгляд, представляется важным публикация данных или своеобразного справочника который бы давал полную характеристику рейтинга банков Республики. 
 
 
 

      Роль банковской системы в стабилизации экономики Казахстана.

      В объективно-трудных условиях на пути стабилизации экономики для республики, обладающей огромным внутренним потенциалом, для роста экономики важно и необходимо проведение комплексных экономических мероприятий по эффективному использованию прежде всего, внутренних резервов республики и по созданию благоприятного инвестиционного климата. Немаловажно стабилизация финансовой системы республик и в развития множества новых финансовых инструментов оздоровления банковской системы. Она должна стать более мобильной и призвана выполнять роль индикатора. Дальнейшая концентрация усилий Правительства, Нацбанка республики как органом, определяющего и осуществляющего денежно-кредитную политику республики, по средствам разумного регулирования банковской системы, так и усиление самими банками работы по укреплению внутреннего менеджмента, способствующего к закреплению позитивных тенденций в экономике, развитию экспортноориентированных отраслей и становления импортозамещающих производств. Основными функциями бедственного положения банковской системы республики стали невыявленные своевременно низкое качество ссудного портфеля, неопытность высшего управленческого звена банков и отсутствие знаний в вопросах управления активами и пассивами.

      Изучение и обобщение мирового опыта в банкоыском управлении изучение классических инструментов и выработка инструментов банковского управления, приемлемых в республике, сегодня актуальны бесспорно, растет профессиональный уровень банкиров в республике, все больше специалистов овладевают новыми инструментами финансового рынка, менеджеры банков все активнее изучают способы перехода от традиционных к системным подходам управления деятельностью банка, внедряются новые системы показателей для мониторинга финансового состояния банка, осваиваются классические инструменты управления активами и пассивами, изучается опыт установления лимитов для банков - партнеров с применением различных ограничений. Внедряются способы реальной оценки доходности способы имитирования расходных статей и общие пути рационализации доходов и расходов.

      Банковский менеджмент охватывает широкий спектр важных вопросов и проблем. Рассмотрение их в комплексе и позволяет принять наиболее приемлемое решение при управлении банком в создавшихся экономических условиях. Взаимоувязка всех факторов это сложный вопрос, требующий глубокого изучения и развития.

      Внедрение трендового анализа и прогнозирования портфеля банка применение результатов для эффективного управления банком, а также внедрение методов управления активами и пассивами реально, когда в некоторой степени возможно оценить текущее состояние рынка и ожидаемое его развитие. В банках республики опробуются отдельные способы управления активами: внедрение графиков текущих поступлений и платежей, составление планового баланса и бюджетное планирование. Однако остается ряд вопросов, требующий глубоких исследований, практическое внедрение результатов которых лишь в сочетании высокого профессионализма и целенаправленной работоспособности и требует не только временных, но и интеллектуальных затрат. Банковские руководители ориентированы на результаты сегодняшнего дня, повышение текущей доходности активов, текущая ликвидность, развитие банковских технологий и т.д.. Вопросы институционального развития могут заинтересовать только прогресивно мыслящих руководителей, способных понять, какие плоды в дальнейшем могут принести вложения в «мозги банка» для повышения конкурентоспособности банка в условиях развивающегося финансового рынка.

      Укрепление банковского менеджмента на основе повышения кадрового потенциала открывают широкие перспективы. Это прежде всего развитие новых видов операций и перспективных способов регулирования по различным направлениям:

  • внедрение оптимизационных моделей позволяющих совершенствовать операционную стратегию банка;
  • рационализация доходов и расходов «direct-costing» с выработкой ограничений по статьям расхода;
  • сегментация рынка путем проведения маркетинговых исследований и ищзучение способов оценки влияния факторов внешней среды на политику банка;
  • мониторинг финансового состояния клиентов банка на основе создания, поддержания и постоянного изучения досье клиентов; управление банковскими рисками и развития способов хеджирования;
  • развитие прогрессивных финансовых инструментов: сделок СВОП и операций по купле-продаже фьючерсов и опционов.

      Расширение спектра банковских услуг, внедрение новых банковских продуктов невозможно без развитий современных технологий. Всесторонне развитие банковских технологий, расширение сети банковских карточек и расширение современных систем их обслуживания не только в торговой сети, но и с автомобиля путем установления оборудования СТО, обслуживание по банковским карточкам в паспортных столах при обмене паспортов, в отделениях налоговой инспекции - при оплате налогов и тому подобное, повышает культуру и скорость обслуживания клиентов. Развитие систем «Банк-Клиент», систем обслуживания в режиме «on-line» явится следующим этапом в совершенствовании технологий и качества обслуживания клиентов. Создание условий для внедрения высоких технологий требует определенных затрат, но таковые издержки даже невозможно сравить с эффективностью которую они обеспечивают.

Информация о работе Банковская система