Аренда и лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание

В результате начала рыночных преобразований многие финансовые инструменты, которые раньше отсутствовали в нашей экономике, стали использоваться банками, кредитными учреждениями и просто предприятиями.

Работа состоит из  1 файл

Vvedenie.docx

— 72.70 Кб (Скачать документ)

На первом этапе для  большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно  выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру  банков - выделялись самостоятельные  подразделения, либо секторы лизинга  в их инвестиционных департаментах  и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

На сегодняшний день в  России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:

лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;

лизинговые компании, созданные  по отраслевому или производственному  признаку;

полукоммерческие лизинговые компании;

лизинговые компании, созданные  торговыми компаниями;

иностранные фирмы - поставщики оборудования;

международные лизинговые компании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному  типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при  проведении переговоров, окончательном  выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.

Основными препятствиями  для развития лизинга в России являются:

Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся  в России банковской практике, когда  краткосрочные кредиты выгоднее средне - и долгосрочных, получение  ссуды на три - четыре года (оптимальный  срок погашения кредита на закупку  техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

Высокий уровень налогов.

Отсутствие значительного  стартового капитала для лизинговой компании, т.к, она приобретает оборудование за полную стоимость.

Отсутствие системы информационного  обеспечения о предложениях За рубежом термином " лизинг " называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую  сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую  систему информационного обеспечения  о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация  рисков, эффективных маркетинговых  и сбытовых структур и т.п.) предъявляет  нереально высокие требования к  руководителям и служащим лизинговых компаний.

Макроэкономическая и  политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время  все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической  нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и  признаков устойчивого роста  в экономике, что порождает у  хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка арендных и лизинговых операций и пути их совершения
    1. Анализ по теме арендных и лизинговых операций в России

 

Нормативные акты Российской Федерации

В Конституции РФ указывается, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российскими  законами, то применяются правила  международного договора (ст. 15 Конституции  РФ).

Основополагающим законодательным  актом, регулирующим арендные и лизинговые операции в Российской Федерации, являются все разделы первой и большинство  глав второй части ГКРФ.

Ошибочным является убеждение, что  непосредственно к регулированию  арендных и лизинговых операций относится  только гл. 34 «Аренда». В действительности к регулированию таких операций относится и гл. 30 «Купля-продажа», поскольку арендодатели и лизингополучатели  осуществляют такие сделки, гл. 40 «Перевозка», гл. 42 «Заем и кредит», гл. 48 «Страхование»  и многие другие главы, регулирующие договоры, сопутствующие основному  договору аренды.

Особенно грубую ошибку допускают  лица, считающие, что операции финансовой аренды (лизинга) регулируются только § 6 гл. 34 «Финансовая аренда (лизинг)». В действительности и обычная  и финансовая аренда имущества, используемого  в предпринимательской и профессиональной деятельности (непотребляемые вещи), регулируются § 1 «Общие положения об аренде», § 3 «Аренда транспортных средств», § 4 «Аренда зданий и сооружений» и § 5 «Аренда предприятий». В § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» изложены только дополнительные к перечисленным нормам особенности договоров финансовой аренды (лизинга).

Охарактеризуем кратко основные подзаконные  акты, регулирующие арендную деятельность в Российской Федерации.

Указом Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г. поручалось Правительству РФ разработать и  утвердить Временное положение  о лизинге.

В постановлении Правительства  РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. дается ряд поручений министерствам, в  том числе:

• Минэкономики разработать проект программы развития лизинга в  Российской Федерации на 1996—2000 гг. и типовой устав лизинговой компании;

• Минэкономики совместно с Минфином подготовить Положение о составе  затрат, включаемых в себестоимость  продукции и учитываемых при  налогообложении прибыли;

• Минфину и Минэкономики разработать  предложения о внесении Изменений  в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров  финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет; освобождение банков и  других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль от предоставления кредитов на срок 3 года и более для  финансирования финансового лизинга;

• Государственному таможенному комитету РФ предусмотреть с 1 июля 1995 г. частичное  освобождение от налогов и пошлин, временно ввозимых в Российскую Федерацию  товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга;

• Министерству иностранных дел  РФ присоединиться к Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге.

Этим же постановлением утверждено Временное положение о лизинге.

В разделе «Общие положения» даны определения лизинга (хотя оно и  недостаточно проработано), объектов лизинга  и субъектов лизинга, т. е. лизингодателей и продавцов лизингового имущества, которыми могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица и зарегистрированные в государственных  органах в качестве индивидуальных предпринимателей, а также юридические  лица.

Лизинговые компании определены как  коммерческие организации, создаваемые  в форме акционерных обществ  или в других организационно-правовых формах.

По соглашению сторон в договоре лизинга может предусматриваться  ускоренная амортизация сданного в  лизинг имущества с последующим  уведомлением налоговых органов.

В Положении определены права и  обязанности участников договора. Значительная часть постановления посвящена  вопросам лизинговых платежей и бухгалтерскому учету и отчетности, особенности  которой должны определяться Минфином РФ.

В соответствии с телетайпограммой Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» такие товары подлежат временному освобождению от уплаты таможенных пошлин в соответствии с Указанием ГТК «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)» от 25 апреля 1994 г.

Этим указанием предусмотрено, что каждый месяц должно уплачиваться 3% от общей суммы таможенных пошлин с момента ввоза имущества  в Россию, т. е. в выплате пошлины  предоставлена рассрочка на 2 года 9 месяцев. При вывозе из России имущества до или после истечения указанного срока таможенная пошлина не возвращается. Таким образом, эта льгота не имеет практического значения для финансовой аренды (лизинга), договоры которой в подавляющем большинстве заключаются на сроки, превышающие 2—3 года.

Приказом Минфина РФ «Об отражении  в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций» от 25 сентября 1995 г. утверждены Указания об отражении  в бухгалтерском учете лизинговых операций.

Состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции и учитываемых при  налогообложении прибыли, формируется  в соответствии с положением о  составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. При  этом в составе затрат отражается ежемесячное начисление амортизационных  отчислений по действующим для операций лизинга нормам.

По этому постановлению лизингодатели  стали выплачивать двойной НДС  и лишились права определять нормы  амортизации в лизинговых договорах (см. постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г.).

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. внесло дополнение в положение  о составе затрат, включаемых в  себестоимость продукции при  налогообложении прибыли. В состав затрат лизингодателей при обложении  операций финансового лизинга должны быть включены проценты по полученным заемным средствам, а в состав затрат лизингополучателей — лизинговые платежи по операциям финансового  лизинга. Однако и это постановление  не решило в целом проблему оптимизации  налогообложения лизинговой деятельности.

Постановление Правительства РФ «Об  утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. содержит противоречия с первой частью ГК РФ, с ранее принятыми подзаконными актами Правительства и необоснованно лишает часть производителей права заниматься лизинговой деятельностью. Так, одним из условий получения лицензии является предоставление копии учредительных документов лизинговой компании, что лишает предпринимателей без образования юридического лица получить лицензию (см. постановление Правительства РФ «Временное положение о лизинге»).

Другое условие получения лицензии состоит в том, что объем дохода от реализации лизинговых услуг в  общем доходе лизинговой компании не должен быть меньше 40%. Это условие  практически исключает из лизинговой деятельности предприятия, для которых  она не является основным видом, а  рассматривается как один из возможных способов сбыта продукции. Остается также неясным, кто будет возмещать убытки лизингополучателей, если лизинговую компанию лишат лицензии или она закончится через 5 лет при сроке договора 8 лет.

Постановлением Правительства  РФ «О государственной поддержке  развития лизинговой деятельности в  Российской Федерации» от 27 июня 1996 г. считается целесообразным предусматривать  ежегодно в 1997—2000 гг. в Федеральной  инвестиционной программе до 8 трлн руб. на развитие лизинга.

В приложении к указанному постановлению  вносятся изменения и дополнения во Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга  в инвестиционной деятельности» (с  изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства от 23 апреля 1996 г.). В нем содержится положение, допускающее, что собственником  имущества, приобретаемого в счет бюджетных  средств, является лизингополучатель. Но тогда это не лизинг, а продажа  имущества в кредит. В постановлении  не учтено, что при лизинге собственником  всегда остается лизингодатель, а имущество  может быть передано на баланс лизингополучателю, который становится только «экономическим собственником». Очень полезным является положение о том, что к активной части основных фондов договором может быть применена ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3. Делается также попытка разъяснить, что доходом лизингодателя является разница между суммой лизинговых платежей и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Поскольку от этого зависит база налогообложения НДС, необходимо уточнить, что входит в стоимость лизингового имущества.

Вступление в силу ГК РФ требует, чтобы все законы и другие правовые акты, включающие указы Президента, постановления Правительства РФ, а также иные подзаконные акты других федеральных органов, изданные после вступления в силу второй части  ГК РФ (1 марта 1996 г.), не должны ему противоречить. Нормативные акты Президента и Правительства  РФ, изданные до 1 марта, 1996 г., регламентирующие отношения, которые в соответствии с ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют до введения в действие таких законов. Остальные указы Президента, постановления  Правительства РФ и другие подзаконные  акты до их приведения в соответствие с ГК РФ применяются постольку, поскольку  не противоречат ГК РФ.

Информация о работе Аренда и лизинг