АПК: структура, функции, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

В развитых странах на АПК приходится значительная часть работников, основного и оборотного капитала, ВВП. Именно от масштабов АПК, совершенства его структуры и эффективности функционирования во многом зависят повышение уровня жизни .населения и обеспечение продовольственной безопасности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Структура и функции АПК в России……………………………………5
1.1 Структура АПК………………………………………………………………...5
1.2 Оценка сырья АПК…………………………………………………………….6
1.3 Современная оценка состояния АПК в России………………………………7
Глава 2.Статистический анализ развития АПК в России……………………...10
2.1 Статистика сельской занятости……………………………………………...10
2.2 Факторы экономического размещения и специализация с/х в России……14
2.3 Проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса»………………….19
Глава 3.Проблемы и перспективы развития АПК в России…………………...28
3.1 Проблемы развития АПК в России……………………………………….....28
3.2 Технологическая революция в агрокомплексе - стратегическая альтернатива для России…………………………………………………………...30
3.3 Пути развития АПК…………………………………………………………..34
3.4 Роль инвестиций для АПК России…………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

 

 3.4 Роль инвестиций для АПК России.

 В ходе аграрной реформы существенно изменилась организация инвестиционного процесса в АПК. Рыночно ориентированная система организации финансирования капитальных вложений заменила планово-распределительную систему. Были сформированы новые каналы привлечения и использования финансовых ресурсов. Последовательно улучшалась нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровнях. Шло увеличение объемов прямых инвестиций со стороны частных инвесторов, российских и зарубежных. Важным результатом проведенных преобразований стал положительный опыт, который приобрели работники АПК и финансового сектора в организации финансирования развития этого комплекса.

 Вместе с  тем, в ходе реформ произошло резкое падение объемов капиталовложений за счет всех источников финансирования. Из-за дефицита федерального и региональных бюджетов снизился удельный вес бюджетных  ассигнований в общем, объеме финансирования капитальных вложений. Масштабы привлекаемых иностранных инвестиций не отвечают инвестиционным возможностям и потребностям АПК.

 Экономическое положение большинства сельскохозяйственных производителей не позволяет финансировать инвестиции из прибыли ввиду ее отсутствия или низкой рентабельности производства. Амортизационные отчисления активно используются не по назначению и часто направляются на финансирование оборотных средств. Произошло существенное снижение потенциала агропромышленного комплекса, уровень старения основных производственных фондов достиг критических размеров. Снизилась интегральная эффективность производства сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Возросло число убыточных предприятий. Сократились объемы производства сельскохозяйственной продукции, в том числе жизненно необходимых продуктов питания. Существенно увеличился импорт продовольствия, который превышает порог продовольственной безопасности страны.

 Совокупность  всех этих факторов не позволяет отечественным производителям повышать технический уровень производства, необходимый для успешной конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной продукции на российском продовольственном рынке.

 В результате финансово-экономического кризиса сформировались объективные предпосылки для реструктуризации рынка капиталов. Девальвация рубля и, как следствие, резкое удорожание импорта продовольствия сделали вложения во внутреннее производство более выгодными, чем ввоз готовой продукции из-за рубежа. Альтернативой потери рынка для зарубежных компаний в современных условиях стало их участие в развитии местного производства.

 В России сложилась  благоприятная ситуация для притока  капитала в агропромышленный комплекс. Многие иностранные фирмы подтверждают не только сохранение интереса к вложению капитала в АПК, но и намерения к расширению производства в России.

 

 Иностранные инвестиции как фактор развития АПК.

 9Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК России требует мобилизации всех возможных источников, как внутренних, так и внешних. Их сопоставление показывает, что для активного использования внутренних источников потребуется время, необходимое для восстановления финансово-кредитной системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе особую актуальность приобретает привлечение иностранных кредитов и инвестиций.

 Концепция основывается на планах Правительства Российской Федерации о постепенном отходе от практики использования иностранных кредитов для закупки продовольственных товаров, о восстановлении потребительского рынка за счет товаров отечественных производителей, а также о придании приоритета прямым иностранным инвестициям.

 Привлечение прямых иностранных инвестиций в  агропромышленный комплекс является не только одной из важных, но и сложных задач российского государства. Её решение в ближайшей и среднесрочной перспективе возможно при соблюдении ряда условий:

 ·        “прозрачность” финансовой инфраструктуры;

 ·        наличие пакета инвестиционных проектов;

 ·        согласие российских и зарубежных партнеров на создание совместных предприятий (или предприятий со 100% иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного комплекса, в первую очередь, в сфере производства средств производства;

 ·        благоприятный инвестиционный климат, прежде всего соответствующая законодательная база для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;

 ·        государственная поддержка.

 Создание  таких условий требует программных  методов организации работы на федеральном и региональном уровнях. Это позволит обеспечить единство организационных и методических подходов, как в процессе подготовки программы, так и в ходе её реализации.

 Стратегия программы  состоит в разумном сочетании  прямых инвестиций и кредитов. Прямые инвестиции должны обеспечить решение стратегических задач развития АПК. Они реализуются через капитальные вложения в реконструкцию и модернизацию действующих производств, а также в новые предприятия. Кредиты необходимы для пополнения оборотных средств, требуемых при вводе производственных мощностей и организации производства на новой технологической основе. На них должны приобретаться сырье, материалы, средства защиты растений, другие материально-технические ресурсы. Одним из направлений использования кредитных ресурсов является оплата лизинга сельскохозяйственных машин, технологического оборудования, породного скота.

 Финансирование  закупок средств производства (сырья  и материалов) на условиях кредита  может помочь в решении лишь тактических  задач развития АПК. Стратегически более важно обусловить закупки средств производства обеспечением прямых инвестиций в сферу реального производства (например, в соотношении 1:2 или 1:3).

 При этом работа должна строиться таким образом, чтобы внешние заимствования не приводили к увеличению внешнего долга России и не обременяли аграрную экономику.

 Стратегически важно и необходимо обеспечить достаточно высокий уровеньпритока капитала в  течение продолжительного периода, не менее 5 лет подряд.

 Концепция исходит  из того, что привлекаемые финансовые ресурсы должны быть приоритетно направлены в стратегически важные сферы производственной деятельности. К ним могут быть отнесены:

 ·        точки экономического и технологического роста в аграрной сфере;

 ·        эффективные модели агропромышленного производства;

 ·        механизмы тиражирования созданных моделей в форме СП, предприятий со 100% иностранным капиталом, чисто российских предприятий и производств.

 Точки экономического и технологического роста следует  выбирать на уровнях:

 ·        стратегического развития (например, в форме крупных и/или высокотехнологичных производств в фондопроизводящих и перерабатывающих отраслях);

 ·        межрегиональных (межгосударственных) и региональных интегрированных проектов и программ, обеспечивающих комплексное развитие регионов и отраслей АПК;

 ·        расшивки узких мест и формирования центров прибыли в предприятиях АПК (отдельные малые предприятия или элементы производственных систем, в том числе с использованием внутренних инвестиций).

 Все проекты  должны быть в максимальной степени  ориентированы на вовлечение в работу зарубежных партнеров, начиная с  ранних этапов (идентификация проектов, подготовка проектной документации и т.д.). При этом должны быть предложены различные схемы работы с ними (начиная с создания совместных предприятий как предпочтительной формы экономического сотрудничества и/или предприятий со 100% иностранным капиталом до оказания технического содействия со стороны зарубежных партнеров).

 При разработке проектов создания предприятий АПК (реконструкции и модернизации производства) в максимальной степени следует использовать возможности их финансирования через международные проекты (проекты Мирового банка, в частности, АРИС, АСАЛ, по реструктуризации крупных и средних предприятий и др.). Важная роль при этом должна быть отведена освоению результатов ранее выполненных проектов технического содействия (ТАСИС, ПРАРИ, Трансформ, фонд «Ноу-хау» и др.), а также современной информационной технологии. Необходимо договориться с международными организациями, донорами и частными инвесторами о включении проектов программы «Международные инвестиции в АПК» в планы их работы.

 Общая стратегия  исходит также из того, что деятельность в сфере иностранных инвестиций должна координироваться на федеральном и региональном уровнях.

 Привлечение таких инвестиций будет малоэффективным, пока не будут приняты действенные  меры по защите экономических интересов  отечественных товаропроизводителей, как на российских предприятиях, так  и на совместных с зарубежными фирмами производствах. Во-первых, должно быть улучшено государственное регулирование в области таможенно-тарифной политики. Во-вторых, одновременно с привлечением средств зарубежных инвесторов необходимо предусмотреть ассигнования за счет централизованных бюджетных средств, направляемые на финансирование капитальных вложений, предоставление ссуд, дотирование и компенсации, предоставление льгот по кредитам и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение.

 Важная проблема, препятствующая нормальному, сбалансированному развитию всего АПК – это неразвитость рынка средств производства. До последнего времени в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов, на смену которой должен придти рынок. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.

 Сельское  хозяйство – это совершенно особая сфера производства, главная особенность  которого – наличие земли в  качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства – не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля,являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда. 
 
 
 
 
 

 Список  использованной литературы.

1.Барсукова. Неформальные практики в реализации национального проекта АПК. СОЦИС(Социологические исследования). 2008 год. № 3.

2. Еженедельный аналитический обзор СМИ для руководителей предприятий АПК и смежных отраслей 16 - 22 июля 2001.http://www.ancentr.ru/obzors/demo/25.shtml

3. Лысенко. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе. Экономист.2007 год. № 10.

4. Министерство СХ и продовольствия РФ. Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве. http://www.chuv.agris.ru/?idx=11

5. Петренко И.А. «Экономика сельского хозяйства». М; Высшая школа; 1999 г.

6. Приоритетные национальные проекты России. http://national.invur.ru/index.php?id=115

7. Холод Л.С. «Система государственного регулирования АПК». М; ИНФРА-М; 1996г.

8. Хрущев А.Т. «География  промышленности России». Москва; Высшая школа; 1999 г.

9. «Экономика России: ХХI век» № 11

Информация о работе АПК: структура, функции, проблемы развития