Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование эффективности антимонопольной политики государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-дать понятие сущности монополии и необходимости регулирования монопольного рынка;
-рассмотреть причины возникновения и формы монополии;
-рассмотреть оценку монопольной политики;
-рассмотреть ценовую дискриминацию;
-изучить возникновение антимонопольной политики;
-изучить сущность антимонопольной политики в РФ и основные пути ее совершенствования ;
-дать понятие содержания антимонопольной политики;
-изучить регулирование монополий в России;
-изучит основные пути совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория экономии Антимон.политика.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

Однако чистая монополия  встречается достаточно редко, как  правило, монопольная власть делится либо между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени  обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, тем меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:4

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем больше количество фирм представлено на рынке, тем более эластичней будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

где H — показатель концентрации, pi — процентная доля на рынке.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут упасть почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и, соответственно, монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень  его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение наших монополистов.

Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и  другие причины монополии. Среди  них немалую роль играет установление препятствий для вступления новых фирм на рынок. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и Прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты для открытия нового предприятия и др.5

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера  уставного фонда требуется специальное  разрешение Центрального банка, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

Вместе с тем получение  высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство наших российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных деятелей, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

Исходя из этого,  на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы  совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов: эластичность рыночного спроса, количества фирм на рынке, воведение фирм на рынке.

1.3 Ценовая дискриминация

 

Ценовая дискриминация  является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и по более высокой цене по сравнению с условиями чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, мы имеем дело с практикой ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация  может проводиться при следующих  условиях:6

— покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, как, например, телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры будут их тут же продавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться, сюда относятся прежде всего различного рода услуги, а также авиа- и железнодорожные билеты, которые можно использовать только с предъявлением паспорта. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых также различна.

Предположим, что какая-то авиакомпания У продавала 1 млн авиабилетов  на один и тот же маршрут по цене 500 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 500 млн руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось вдвое и составило 500 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 500млн руб., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

На рис. 1 графически изображена ситуация, когда рынок разделен на два отдельных рынка. Первый представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Спрос с их стороны поэтому относительно неэластичен. Второй рынок — это лица, для которых скорость не столь уж важна, при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.

 

Рис. 1. Модель ценовой  дискриминации: МС — предельные издержки, D и MR — спрос и предельный доход фирмы на рынке 1, D1 u MR1 — спрос и предельный доход фирмы на рынке 2

 

Из рис. 1 видно, что при цене билета 1000 руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если предоставить этой группе потребителей 50% -ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 250 млн руб. ежемесячно.

Ценовая дискриминация  позволяет увеличить доходы монополиста, с другой стороны, большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные Проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам:7

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена — выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологам. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для  вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Поэтому во всех странах  с рыночной экономикой действуют  антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

В следствии, ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях: покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

 

 

1.4 Возникновение  антимонопольной политики

 

Основы антимонопольного законодательства были заложены в США  и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Закон Шермана был направлен  в основном против монополизации  торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая  незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.

Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.

В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.

Конкретный характер и  содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют  специфику, общим же являются его  основы, такие, как:

-охрана и поощрение  конкуренции;

Информация о работе Антимонопольная политика государства