Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности демонополизации экономики в России и в зарубежных странах.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы демонополизации экономики
2. Охарактеризовать необходимость и цели антимонопольного законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы демонополизации экономики и антимонопольной политики 6
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 6
1.2 Особенности монополии в СССР и России 10
1.3 Необходимость, цели антимонопольного законодательства и основные направления антимонопольной политики в современных условиях 14
2 Антимонопольное законодательство как фактор демонополизации эконо- мики в зарубежных странах 21
2.1 Федеральное регулирование монополизма в США 21
2.2 Европейская антимонопольная политика 30
3 Демонополизация в России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 
ПЛАН

 

 

 

Введение

 

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Монополия является понятием, прямо противоположным понятию идеальной конкуренции. Монополия - это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 1990-х годов эти проблемы остро стали и перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Демонополизация — комплекс экономических и законодательных  мер государства по ограничению  деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация — категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать её (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику.

В России процесс  создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции  фактически начался с нуля, так  как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

Объект исследования: процесс демонополизации экономики.

Предмет исследования: особенности антимонопольной политики в зарубежных странах и в России.

Цель работы – выявить особенности демонополизации  экономики в России и в зарубежных странах.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы демонополизации экономики

2. Охарактеризовать  необходимость и цели антимонопольного законодательства

3. Рассмотреть  основные направления антимонопольной политики в современных условиях

4. Выявить особенности антимонопольного законодательства в России и в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1 Теоретические основы демонополизации экономики и антимонопольной политики

 

1.1   Монополия:  понятие, сущность и виды

 

Существуют  два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении  естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных  монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии1.

Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1) с точки зрения рыночной структуры;

2) с точки зрения рыночного поведения;

3) с точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта . Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия –  это такое явление, при котором  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает  использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама и т.п.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

- монопольно высокими ценами;

- ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

- крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;

- система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;

- монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов);

- при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;

- нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия  – это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т.д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние  издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее2.

Открытая монополия  – это монополия, при которой  одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные  барьеры, защищающие закрытые монополии  от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько последствий монополизации:

1. Недопроизводство товаров.

2. Завышение цен.

3. Предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

4. Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня3.

1.2 Особенности монополии в СССР и России

         

Монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной структуры. То есть, Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.

Причины для  концентрации такого типа:

1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов  - сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).

2. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

В итоге советские  монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 1980-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации4. Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков5.

Существуют  отличия советской монополии  от капиталистической:

1. Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.

2. Деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен и предприятия не получали монопольных прибылей.

Информация о работе Антимонопольная политика государства