Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа является достаточно актуальной в современном мире, так как проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни.
Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем. Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические концепции инфляционных процессов………………6
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………...6-8
1.2. Классификация инфляции……………………………………………...9-11
1.3. Последствие инфляции…………………………………………………...12
Глава 2. Переходная экономика. Инфляция в условиях транзитивной экономики………………………………………………………………………..13
2.1. Общие определения и понятие переходной транзитивной экономики………………………………………………………….………....13-17
2.2. Особенности инфляции в переходной транзитивной экономике…..17-21
Глава 3. Антиинфляционная политика………………………………………...22
3.1. Антиинфляционная политика России………………………………..22-27
3.2. Основные методы антиинфляционной политики…………………...27-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.86 Кб (Скачать документ)

Тем самым государство  переложило свои финансовые трудности  на плечи населения. За рубежом дефляционная политика, как правило, проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.  Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.

Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией  не учитывали ее многофакторность и  подрывали основы национальной экономики  России. Становится очевидным, что для  сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к  антиинфляционной политике.   После  финансового кризиса в бюджете  Российской Федерации на 1999 г годовая  инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в  росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось  достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным  возможностям развития экономики (государственные  бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем вдвое ниже прошлогодних показателей.5 На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

 

3.2.    Основные  методы антиинфляционной политики.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию  экономики, направленному на ограничение  инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и  методы долговременного характера, и тактические, ориентированные  на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия  включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных  преобразований) и искоренения неуправляемой  инфляции за счет повышения компетенции  органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование  спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.

Антиинфляционная тактика  направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование  краткосрочных, но сильных мер воздействия, т.е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить  предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без  соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы  сбережений и уменьшения их ликвидности  и т.п.).

Основой антиинфляционных мер  является достижение относительно долгосрочного  равновесия на всех рынках. К методам  антиинфляционного воздействия  относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте  — на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации.6 Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий  набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов  и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение  затрудняет получение кредитов у  центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования  в денежно-кредитной области выступает  изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные  институты должны держать в центральном  банке.

Борьба с инфляцией  осуществляется с помощью мер, которые  негативно сказываются на экономическом  росте и содержат потенции падения  производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать  развитие производства приводят к росту  инфляции. Сами по себе способы регулирования  и в том и в другом случаях  одни и те же, но действовать они  должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

В качестве ключевого момента  в деле стабилизации денежного обращения  выступает установление контроля над  изменением денежной массы со стороны  центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные  ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая  эмиссия коммерческих банков могут  находиться лишь под косвенным воздействием.

Расстройство денежного  обращения, инфляционные процессы ведут  к весьма серьезным для экономики  последствиям, и практически нет  государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы — это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения. Поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного “перегрева” экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем  борьбы с инфляцией. Они отвергают  практику регулярного вмешательства  госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного  роста предложения денег в  соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в  механизме воспроизводства. Это  означает, что должна быть разработана  долгосрочная антиинфляционная стратегия  и определены меры, сдерживающие факторы  инфляции. К этим самым общим мерам  можно отнести:

• оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии  отраслей группы “А” и военно-промышленного  комплекса, ликвидация убыточности  предприятий);

• наведение порядка в  капиталовложениях (инвестициях) с  использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного  на минимальном участии бюджетных  средств и максимальной доле негосударственного сектора);

• нормализацию торговли, так  как самовольное накручивание цен  при отсутствии конкуренции, продажа  товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

• активное вовлечение в  рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование  золота для сделок своп или для  получения валютных кредитов под  залог золота, для валютной интервенции  или покупки импортных товаров  с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

• конверсию военного производства;

• развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Наряду с общеэкономической  долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по содержанию инфляции и превращению  ее в регулируемую инфляцию, так  как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

— дефляционная политика, связанная  с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете плате-жеспобного спроса. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого “перегрева” экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;

— политика доходов, применяемая  при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением  и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые “рыночники”, являющиеся сторонниками “нерегулируемого рынка” и не понимающие, что в рыночной экономике действуют  два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем  для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения  и сдерживание инфляции, можно  отнести:

• ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися  с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и  цен с одновременным стимулированием  развития производства через использование  экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать  не только зарплату, но и прибыли  предприятий в целях компенсации  трудящимся ущерба от роста цен, поскольку  мировая практика свидетельствует  о том, что стабилизационные программы  всегда осуществляются за счет трудящихся;

• оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных  ценных бумаг (выгодных и надежных, прежде всего) преимущественно среди  институционных инвесторов — банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п. Характерно, что во Франции  после второй мировой войны устанавливался лимит обязательной покупки государственных  ценных бумаг частными банками. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой  системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и  стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;

• гибкое регулирование  деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время, сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить  нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и  банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует  о том, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных  актов, но для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть связана с тем, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;

• совершенствование денежного  обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в  чистом виде потерпел фиаско, и его  споры с кейнсианством завершились  синтезом рыночного и государственного регулирования. В данном случае важное значение имеют совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов (например, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм);

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике