Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа является достаточно актуальной в современном мире, так как проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни.
Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем. Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические концепции инфляционных процессов………………6
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………...6-8
1.2. Классификация инфляции……………………………………………...9-11
1.3. Последствие инфляции…………………………………………………...12
Глава 2. Переходная экономика. Инфляция в условиях транзитивной экономики………………………………………………………………………..13
2.1. Общие определения и понятие переходной транзитивной экономики………………………………………………………….………....13-17
2.2. Особенности инфляции в переходной транзитивной экономике…..17-21
Глава 3. Антиинфляционная политика………………………………………...22
3.1. Антиинфляционная политика России………………………………..22-27
3.2. Основные методы антиинфляционной политики…………………...27-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.86 Кб (Скачать документ)

Резкий рост импорта товаров  народного потребления с 1992 г., позволивший  предотвратить катастрофическое падение  уровня жизни, стал главным фактором социальной стабильности. Но он же одновременно означал усиление зависимости от заграницы, начало долларизации хозяйственных отношений в стране. Выбранный курс реформ предполагал "жизнь взаймы", наращивание внешнего и внутреннего долга. Все это создало серьезные предпосылки для инфляции.

Нельзя, конечно, сказать, что  инфляция своим возникновением обязана  только реформам 1992 г. Она началась еще в условиях централизованного  планирования и в последние годы существования СССР из подавленной превратилась в явную. В 1990 и 1991 гг. цены росли уже в соответствии с решениями государственных органов, в частности в 1991 г. потребительские цены повысились в 2,6 раза. Объявляя либерализацию цен с 1 января 1992 г., реформаторы, конечно, ожидали их рост предположительно в 3-4 раза. Фактически же он составил 26 раз. Это был первый просчет, но не основной. Надеялись быстро справиться с инфляцией путем регулирования денежной массы, проще говоря, не допуская ее чрезмерного роста. Вот тут была допущена основная ошибка. Она заключалась в неверном представлении о природе инфляции в России и соответственно в неправильном выборе средств борьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег (монетаризм). Согласно этой теории инфляция - чисто денежное явление, динамика цен зависит только от денежной массы, величина ее определяется спросом на деньги со стороны хозяйства, и чем меньше государство вмешивается в формирование этого спроса, тем лучше. Устанавливается, таким образом, почти функциональная зависимость динамики цен от количества денег в обращении.

Следует сказать, что существование  такой зависимости для США  вполне возможно. Но в других странах  подобная жесткая связь не просматривается, и вопрос о точной форме зависимости  остается открытым. В целом связь  между денежной массой и динамикой  цен еще должным образом не формализована, пока можно говорить о том, что растут параллельно  оба показателя. Но это слишком  общая зависимость, чтобы из нее  выводить однозначные причинные  связи. Нельзя сказать, что уровень  цен растет потому, что увеличивается  денежная масса; с тем же успехом  можно утверждать и обратное. Но попытки анализа на коротких интервалах не дали каких-либо убедительных доказательств  зависимости уровня цен от денежной массы, несмотря на изощренные лаги, на учет скорости оборота денег и  т.п. Наиболее приемлемое истолкование состоит в том, что эти величины взаимно влияют друг на друга, причины  и следствия меняются местами. В  экономике это, кстати, часто встречающаяся  ситуация. Все зависит от того, какая из двух классических сторон больше влияет на уровень цен: предложение, т.е. предприятия-производители, монополисты - продавцы, либо спрос, т.е. покупатели, получившие доходы, не связанные с производством товаров и услуг. Если говорить о России, то в ней, скорее всего, оба этих фактора действуют одновременно, но преобладает, видимо, предложение представленное продавцами-монополистами. Поэтому и отставание денежной массы от динамики цен в течение всей либерализационной реформы, начиная с 1992 г., не препятствует инфляции. Реформаторы, зная, что грядет инфляция, настроились на решительное сопротивление ей, но по рецептам школы М. Фридмана. Немонетаристскую инфляцию (инфляцию предложения) стали укрощать монетаристскими методами, зажимая денежную массу и ограничивая платежеспособный спрос, что и вызвало резкое падение производства, ибо всякому монополисту проще и выгоднее сокращать производство и повышать цены, чем наращивать его объемы и снижать цены. Вот это несоответствие природы российской инфляции и метода "борьбы" с нею и составляет главную особенность инфляционной ситуации в стране.

Таким образом, с 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли  в 1992 г. в 26,1 раза, в 1993 - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2 раза, 1995 г. - 2,3 раза в условиях снижения ВНП, промышленного производства и  инвестиций.

Спад производства в России почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. Доля убыточных предприятий в материальном производстве (на 1 сентября 1998 года) составила 48,9%.

Следует подчеркнуть, что  и ранее, в период перестройки  и до нее, очень многие экономические  проблемы решались повышением цен: выполнение плана по "валу" и прибыли, обоснование  численности занятых и рост заработной платы. Рост цен происходил и обоснованно, и скрытым образом. Государственные  предприятия, пройдя процесс приватизации, стали делать то, что им было прежде запрещено: повысили цены на продукцию  и доходы своих сотрудников. При  этом они вовсе не стали активными  субъектами рыночной экономики, и приватизация мало что изменила. Они не поставили  своей целью получение максимальной прибыли, а стремились и стремятся  к получению максимальных личных доходов, прежде всего руководства  предприятий. Бесполезную борьбу за ограничение прироста фонда заработной платы вело правительство и до реформы, во времена перестройки. В  ходе реформ была сделана еще одна попытка ограничить рост доходов, и был введен налог на превышение нормативного фонда заработной платы, который критиковали со всех сторон. С 1 января 1996 г. его отменили.

Объем прибыли за 1996 г. сразу  упал в отраслях реального сектора  даже в номинальном исчислении против 1995 г. в 2 раза при росте индекса  дефлятора ВВП за 1996 г. на 50%. Такое  сочетание динамики объема прибыли  и уровня цен объясняется тем, что предприятия всячески занижают прибыль в своей отчетности, чтобы не платить налоги и использовать большую долю валового дохода на нужды потребления.

Доля финансовых ресурсов, проходящих через федеральный бюджет России, упала до уровня 15,7%, что по абсолютной величине сопоставимо с  бюджетом американского города Нью-Йорка. В развитых странах этот показатель равен: в США и Канаде - 24,6%, в  Японии - 25,4%, в Швеции - 45,8% к ВВП.

Помимо различения видов  инфляции (спроса, предложения) важно  учесть, что на инфляцию влияют не только экономические, но также и политические и социальные факторы. Исторический опыт показывает, что войны, революции, реформы и другие социальные потрясения, как правило, сопровождаются вспышками  инфляции. Показатель ее можно рассматривать  как своеобразный индикатор, характеризующий  состояние хозяйства, а заодно общества и страны в целом. Чем ниже уровень  инфляции, тем благополучнее экономика  и страна. В этой связи понятно, что характеристика инфляции как "чисто  денежного явления" неприемлема  для большинства стран, хотя никто  не отрицает возможную зависимость  между денежной массой и уровнем  цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Антиинфляционная политика.

3.1.    Антиинфляционная  политика России.

   Антиинфляционная  политика представляет собой  совокупность инструментов государственного  регулирования, направленных на  снижение инфляции. В антиинфляционной  политике можно выделить два  подхода.  В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика  – маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос. При инфляционном, избыточном  спросе государство ограничивает  свои расходы и повышает налоги.

В результате сокращается  спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и  рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и  для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду.

Таким образом, расширяется  спрос на потребительские товары и услуги.  Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении  и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными  словами, эти экономисты считают, что  государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения  платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального  производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима  небольшая инфляция, если это увеличивает  платежеспособный спрос и тем  самым стимулирует экономический  рост.  Переход к рыночному  механизму хозяйства, где спрос  определяет через уровень цены размеры  производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа  не совсем продуманно.

Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы  в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль  предприятий, что позволило им увеличить  выплаты заработной платы. Тем самым  прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.

В результате в 1991 г. розничные  цены выросли на 142%, а оптовые  цены в промышленности на 236%. При  этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

 Люди, имеющие в своем  распоряжении определенные суммы  наличных денег и наученные  опытом январского обмена, начали  в феврале-марте еще более активно  вкладывать их в товары, защищая  свои сбережения и от возможных  действий по проведению дальнейших  шагов денежной реформы, и от  обесценения в результате готовящегося  повышения цен. Все это привело  к активизации цен на черном  рынке, так как сфера государственной  розничной торговли давно уже  пребывала в кризисном состоянии  из-за недостатка товаров. Для  того чтобы иметь постоянный  запас наличности на руках,  население сокращало свои вклады  в учреждениях Сберегательного  банка. Политический кризис 1991 г.  еще более осложнил ситуацию  и привел к отказу от концепции  постепенной реформы.

2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских  цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%.

Гиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами: 1.  ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ; 2.  сокращение бюджетного дефицита путем секвестрования государственных расходов; 3.  сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.

Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса  оказывала чрезвычайно сильное  воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования  с середины 1995 г. в дополнение к  количественной денежной цели денежно-кредитной  политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора. Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России.

Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного  курса рубля сначала на несколько  месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся  Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила  эффективно сдерживать инфляцию, помогла  предприятиям и населению обрести  ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета.4

В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но, в конечном счете, система показала свою несостоятельность. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование, и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.  Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике